(Camphausen, 1818-85) ? немецкий живописец-баталист. После подготовки у А. Ретеля поступил в Дюссельдорфскую академию, где работал под руководством Зона и Шадова. Первые его произведения, привлекшие общее внимание, были: "Тилли при Брейтенфельде" (1841), "Принц Евгений Савойский под Белградом" (1843) и др. Еще больший успех заслужил он после 1850 г. картинами на темы из истории Фридриха Вел. и сценами войны с Наполеоном I после изгнания его из России. Произведения эти, отличающиеся при умеренном реализме прекрасным рисунком и умелой композицией, доставили ему в 1859 г. звание профессора и члена Берлинской и Венской акд. Участвовав в шлезвиг-голштинской кампании, он изобразил несколько эпизодов из нее ("Дюппель после штурма", "Переход в Альсен" и др.). Им написано также несколько эпизодов из прусско-австрийской войны ("Взятие австрийского знамени при Находе", "Пожалование принцу ордена pour le m e rite королем Вильгельмом" и проч.). Картины, воспроизводящие сцены из франко-германской войны 1870-71 гг. ("Наполеон при Седане", "Встреча кн. Бисмарка с Наполеоном" и проч.), значительно уступают его прежним работам. Последними серьезными произведениями трудолюбивого художника были: большая картина, изображающая торжественное возвращение имп. Вильгельма в Берлин после победы над Франциею, и стенная живопись в берлинской Ruhmeshalle. Независимо от заслуг в области батальной живописи К. замечателен также как портретист и рисовальщик иллюстраций (издания дюссельдорфского общества Malkasten, иллюстрации к сочинениям Вашингтона-Ирвинга, к стихотворениям Уланда и др.).
А. Н-в.