Значение слова КАДИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

КАДИ

(араб.; правильнее "кадый", значит "судья") ? так называется у мусульман духовное лицо, исполняющее также роль светского судьи и решающее дела на основании законов Корана и священных преданий. К., по компетенции, стоит ниже муфтия (см.), но вместе с ним принадлежит к высшему духовенству. Должность кадыя впервые учреждена Омаром. Первый К. (Абдаллах ибн-Науфаль) был назначен самим халифом (для Медины), но затем право назначать кадыев принадлежало также визирям и наместникам. Мусульманские юристы выработали следующие условия, необходимые мусульманину для занятия этой должности: принадлежность к свободному сословию, почтенный возраст, добронравие, знакомство с исламскими законами. Обязанности К. ? решать уголовные дела, разбирать тяжбы, заботиться об исполнении приговоров, назначать опеку над малолетними, сумасшедшими и т. п., заведовать вакуфами (см.) и удостоверять завещания; если в районе нет имама (см.), то вместо него должен отправлять богослужение К. Ввиду сложности своих занятий, К. не может обойтись без помощников: он может выбирать сведущих и добросовестливых людей, нечто вроде присяжных (наибов), чтобы узнать их мнение до произнесения приговора; другие его помощники ? секретари (эмины) и нотариусы (шахиды). Для разбора жалоб на К. Омейяды учредили особую апелляционную палату (незер-оль-мезалим), сперва под председательством халифа; со времен аббасида Мохтеди (868?869) стал назначаться особый председатель, из судей. В настоящее время в Турции К. ? чиновники, состоящие на государственной службе и получающие жалованье. В Персии К. независимы от государства. К â ды ль-код â т ("судья судей") ? верховный К. для целой области. В настоящее время кадылькодат для Египта (в Каире) ежегодно присылается турецким султаном из Константинополя. Кады-аскер (Казы-лешкер), т. е. "судья войска", ? название двух чиновников, следующих в иерархии непосредственно за великим муфтием: один ? румелийский, другой ? анатолийский.

Ср. Kremer, "Gesch. der herrschenden Ideen des Islams" (Лпц., 1868); его же, "Kulturgeschichte des Orients unter den Chalifen" (B., 1875?77); Hammer, "Des Osmamschen Reiches Staatsverfassung und Staatsverwaltung" (1815); "Precis de jurisprudence mus. de Sidi Khalil" (trad. Perron, II., 1848?55). См. также "Хидая ? Комментарий мусульманского права" (перев. с английского Н. И. Гродекова, т. II, кн. 20-я). Ср. Мусульманское право.

А . Крымский.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.