(1627-1679) ? старшая из семи дочерей царя Михаила Федоровича от второго брака. В 1644 г. была сговорена за Христиана-Вольдемара, побочного сына датского короля Христиана IV, который и приехал в Москву для женитьбы на царевне и житья в России. По тогдашним московским воззрениям, царевна могла быть выдана за королевича не иначе, как если он примет православие и притом непременно через перекрещение, что и было предложено жениху; но последний решительно отказался от перекрещения и хотел было немедленно уехать из Москвы. Царь Михаил Федорович, полюбив королевича, старался убедить его, вследствие чего между московскими книжниками и сопровождавшим королевича пастором Фельгабером завязались прения о вере. Акты этих прений, изданные А. Голубцовым ("Памятники прений о вере, возникших по делу королевича Вольдемара и царевны Ирины Михайловны", М., 1892), содержат в себе драгоценные указания на то, как древнерусск. богословы смотрели на догматы, церковные обряды и их взаимное отношение, какими вопросами они преимущественно интересовались, как и на основании чего их решали, как относились к зап. иноверию и каким оружием боролись с латинством и лютеранством; они, между прочим, свидетельствуют и о том, что отличительные взгляды нашего раскола ? старообрядчества ? разделялись в Москве образованнейшими людьми сороковых годов XVI I ст. ? времени, непосредственно предшествовавшего возникновению раскола в русск. церкви. К желанному результату прения не привели: в 1645 г. Вольдемар уехал из Москвы. Ср. Цветаев, "Из истории брачных дел в царской семье" ("Рус. вест.", 1884 г. отд.); Голубцов, "Прения о вере, вызванные делом корол. Вольдемара" (1891).
Значение ИРИНА МИХАЙЛОВНА, РУССКАЯ ЦАРЕВНА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое ИРИНА МИХАЙЛОВНА, РУССКАЯ ЦАРЕВНА
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012