? свободомыслящий монах, живший в Риме в конце IV в. По учению его девство, вдовство и брак одинаково приятны Богу; возродившиеся в крещении могут быть безгрешными; пост и проникнутое благодарностью пользование пищей имеют одинаковое нравственное достоинство; все спасенные будут пользоваться одинаковой будущей наградой. По словам Августина, он утверждал, что все грехи одинаковы и что, когда Христос родился, дева Мария перестала (телесно) быть девой. И. подвергся отлучению от церкви со стороны епископа Сириция и сильным нападкам со стороны св. Амвросия, блаж. Иеронима и Августина. И. был безупречной нравственности и жил настоящим аскетом.
См. Lindner, "De Joviniano et Vigilantio" (Лпц., 1839); Ф. Фаррар, "Жизнь и труды св. отцов и учителей церкви" (СПб., 1891, стр. 634?636).