или конгрегационалисты ? широко распространенная, главным образом в Англии и Америке, вероисповедная группа, к которой принадлежат представители нескольких сект, считающих, что всякая хотя бы самая малочисленная религиозная община или конгрегация должна пользоваться в делах веры безусловной свободой. По мнению И., не должно быть ни единой национальной церкви, ни всеобщей подати для содержания духовенства, которое должно жить трудами своих рук и добровольными приношениями верующих, общественные школы должны быть лишены церковного характера и доступ к государственным должностям не должен обусловливаться принадлежностью к одному определенному вероисповеданию. Вышедши само из пуританства, индепендентство отринуло церковную организацию кальвинистов, власть пресвитерианских синодов, кот. И. считали одним из видов деспотизма, стоящим в одном ряду с деспотизмом папистов и англикан. Духовенства как особого сословия, обладающего особыми правами, иерархически организованного у И. нет: ссылаясь на пример первой христианской общины, они не признавали между мирянами и духовными той разницы, какую признавали другие церкви.
В догматическом отношении они примыкают по большей части к кальвинизму, в несколько смягченной форме. Впрочем, среди И. встречается много различных оттенков, благодаря чему образовалось несколько индепендентских сект [квакеры, левеллеры, милленарии, искатели (seekers), ожидатели (w a iters) и др.], от очень умеренных до самых крайних, принимавших иногда сильную социальную окраску. Основателем индепендентства можно считать Роберта Броуна (+ в 1630 г.), обнародовавшего в 1582 г. резкий памфлет против англик. церкви и положившего основание секте броунистов. Название И. (т. е. "независимых") утвердилось в начале XVII в. Так как отделение от государственной церкви рассматривалось тогда как преступление против верховной власти, то вскоре И. стали подвергаться преследованиям, и уже в 1583 г. двое из них были казнены за распространение идей Броуна и Гаррисона. В 1593 г. той же участи подверглись Гринвуд и Барро (Barrowe), державшиеся менее крайних воззрений, чем Броун. Число И. довольно быстро увеличивалось в последнее десятилетие XVI века; но в начале следующего столетия вследствие преследований они должны были эмигрировать в Голландию, где знаменитый Робинсон организовал общину И. в Лейдене. В 1616 г. Генри Джэкоб возвратился из Голландии в Англию и основал индепендентскую общину в Лондоне, а в 1620 г. несколько кораблей с индепендентами отплыло в Америку и положили там основание индепендентским общинам, чрезвычайно размножившимся впоследствии, так как преследования заставляли все новые и новые толпы их искать за океаном возможности устроить свою религиозную жизнь так, как требовала их совесть. В большинстве случаев это были лучшие элементы общества, честные, глубоко верующие, неспособные идти на сделки с совестью, энергичные люди. Своей односторонностью, многими крайностями и странностями они возбуждали часто насмешки, но в общем были силой, достойной уважения, с которой приходилось считаться. В числе эмигрантов были такие выдающиеся лица, как апостол свободы Роджер Вильямс, Винтроп, Джон Коттон, Генри Вен, вернувшийся впоследствии и игравший видную роль во время революции. Известна та влиятельная роль, которую играли во время английской революции индепенденты, бывшие в политике приверженцами республиканских и демократических идей (см. Революция в Англии). К ним принадлежали Кромвель и Мильтон. В Вестминстерском собрании богословов, открывшемся 1 июля 1643 г., пресвитерианское большинство встретило в И. убежденных и энергичных противников, горячо отстаивавших принцип свободы совести против попыток объявить пресвитерианское церковное устройство божественным установлением, т. е. заменить гнет англиканских епископов гнетом пресвитерианских синодов. Значением И. во время республики объясняются преследования, которым они стали подвергаться после Реставрации, когда целый ряд постановлений (Акт единообразия 1662 г., Conventicle Act 1663, Five Mile Act 1665 г., Акт удостоверения 1673 г. и др.) ограничивал свободу их богослужения и права и грозил им тяжкими наказаниями. Только с 1689 г. (при Вильгельме III) И. снова получили признание со стороны государства и возможность спокойного существования. Индепендентские сектанты много сделали в деле широкого распространения образования среди народных масс, особенно в Америке, где более всего таких сект.
Литература. Учение И. изложено, главным образ., в двух сочинениях, которым, впрочем, сами И. не придают никакого символического, обязательного значения: в "Apologia pro exulibus Anglis" Робинсона (Лейд., 1619) и в "Savoy confession" (Лондон, 1658), выработанной на съезде представителей многих индепендентских общин. Nea l, "History of the Puritans"; Bogue and Bennet, "History of Dissenters" (1808-12); Wilson, "History and Antiquities of Dissenting Churches" (1808-1814); Price, "History of Protestant Nonconformity in England" (1836-1838); Hanbury, "Historical Memorials rela ting to the Independents" (Л., 1839-1844); Roger Williams, "The Bloody Tenet of Persecution" (1848); Fletcher, "History of Independency in England" (1847-1849, нов. изд. 1862); Vaughan, "English Nonconformity" (1862); Stoughton, "Ecclesiastical History of England: Church of the Revolution" (1874); Barclay, "Inner Life of the Religious Societies of the Commonwealth" (1877); Waddington, "Congregational History" (1869-80); Dexter, "The Congregationalism of the Last Three Hundred Years" (1880); H. Weingarten, " Die Revolutionskirchen Englands" (Лпц., 1868); С. Фортунатов, "Представитель индепендентов Генри Вен" (М., 1875).
Дм. Kapинский.