(лат.) ? музыкальный термин, обозначающий повторение музыкальной мысли, исполненной одним из голосов, другим голосом, начиная с той или другой ступени. Имитация составляет прием полифонической музыки, делится на строгую и свободную. При строгой И. повторяемая мелодия должна состоять из чередования таких же интервалов, как и мелодия при первом своем появлении. Название интервалов должно безусловно сохраняться, величина же может быть при известных условиях изменяема. Повторяемая музыкальная мысль может встречаться в увеличенном и уменьшенном виде. В первом случае все ноты ее получают вдвое большую длительность, во втором ? вдвое меньшую. Мысль может быть повторена в противоположном движении, причем каждый восходящий интервал заменяется нисходящим такой же величины, каждый нисходящий ? восходящим такой же величины. Мысль повторяется и в обратном виде, т. е. чередование интервалов идет не от начала к концу, как в первоначальной мелодии, а от ее конца к началу. В свободной И. могут быть изменены не только величина интервала, но и сам интервал. Строгая И., в которой до окончания музыкальной мысли эта последняя повторяется в другом голосе, называется каноном. Канон, в котором повторяется небольшая музыкальная мысль, называется etretto, или сжатым проведением. Имитативно пишутся небольшие полифонические пьесы, двух-, трех? и более голосные, как напр. прелюдии, инвенции Баха. В них вступление музыкальной мысли не связано особенными требованиями. Имитативная форма, в которой музыкальная мысль проводится по известным правилам, называется фугой (см.). Имитативные приемы встречаются эпизодически и вне полифонических сочинений. И. применяется как в вокальной, так и инструментальной музыке. Первые попытки в И. явились на Западе в ХII в. у теоретика Иоанна де Гарландиа. Свое развитие И. получила в нидерландской школе в XV ст. у Дюфе, Оккенгейма, Жоскена де Пре. Каноны при них неправильно назывались фугами. И. называется тоже повторение мотива на разных ступенях при построении мелодии.
Н. С.