(араб. предстоятель) ? 1) у мусульман духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы и "предстоит" во время общественной молитвы (т. е. читает). В Турции И. выбирают прихожане, а власти утверждают; избираются лица, получившие богословское образование (впрочем, большой учености для И. не требуется: он тогда может занять более выгодную должность кадия или мофтия). Отличие в одежде И. ? белый тюрбан и белые рукава. В Персии И. назыв. моджтехидами; в утверждении они не нуждаются. ? 2) Духовный глава вообще. Поэтому И. назыв. и основатели четырех суннитских толков, и сам пророк. Халифы также носили это наименование. По убеждению суннитов, имамат, т. е. духовная и светская власть, какую имел пророк, должна доставаться лучшему из членов мусульманской церкви, по всеобщему избранию (иджма). Главные противники этого мнения ? шииты, которые признают лишь наследственный переход власти. На этом основании Абу-Бекр, Омар и Осман, в глазах шиитов, узурпаторы, и законные наследники Мохаммеда ? Алий и его потомки. Вопрос об имамате был одним из наиболее живых в первые вв. гижры. Постепенно он у суннитов отошел на второй план, но у шиитов продолжал играть очень важную роль и не раз был причиной политических переворотов (см. Шииты, Исмаилиты). Могилы 12 И.-Алидов ("имам-заде") считаются святынями.
А. Е. К.