(Абу-Бекр-Мохаммед-ибн-Яхия, прозванный Ибн-аль-Сцайиг), в средневековой литературе известный под искаженным именем Авем(н)паче (Avempace, Aven Расе) ? арабский врач и философ; род. в Сарагосе около конца XI в. Наместник Альморавидов в Сарагоссе, Абу-Бекр ибн-Ибрагим, зять короля Али, сделал И.-Баджу своим первым министром. Милость к свободомыслящему философу возмутила воинов наместника, и большая часть их его покинула. В 1119 г. И.-Баджа надолго поселился в Севилье, затем отправился в Гранаду, оттуда в Фец и здесь пользовался расположением двора Альморавидов. И.-Баджа + в 1138 г., по некоторым источникам, отравленный своими собратьями по профессии, врачами, которые завидовали его славе. Благодаря комментариям И.-Баджи, утвердилась в Андалузии философия Аристотеля. Замечательнейшим трудом И.-Баджи является его "Путь жизни отшельника" ("Tadb î r al-mutawahhid"). Противник мистических идей Гаццали (см.), И.-Баджа учил, что спекулятивное мышление ведет к совершенству; следуя идеям аль-Фараби, он развивал учение о возможности отожествления человеческого разума со всемирным. Учение, равно как и жизнь И.-Баджи, не соблюдавшего обрядов, предписываемых исламом, вызвали сильные нападки со стороны правоверных богословов. И.-Баджа оставил еще сочинения медицинского содержания и поэтические опыты. Ему приписывают обширные познания и в области музыки.
Ср. Munk, "Melanges de philosophie juive et arabe" (П. 1859).