? народное название земляных валов, которые во многих местностях южно-русск. края (губ. Киевской, Подольской, Волынской, Полтавской) пролегают по полям и лесам, на протяжении десятков и сотен верст. Вопрос о происхождении их еще не выяснен. Люди книжные с XVII в. и до весьма еще недавнего времени называли все эти валы "Траяновыми валами", приписывая постройку их римскому императору Траяну. Народное название их находится в связи со сказаниями, по которым З. валы появились благодаря богатырю Кирилле Кожемяке. Кожемяка, победив змия, обложившего было Киев и требовавшего от киевлян, в виде дани, детей, запрягает его в железный плуг, который выковывает для этой цели "Святой Кузьма-Демьян, Божий коваль", и принимается прокладывать борозды по русскому царству вплоть до моря, в котором змий и погибает. Позднее эта легенда вошла в летопись, в форме сказаний об Яне Усмошвеце и его единоборстве с печенежином. Под образом сказочного змия скрываются, быть может, хищные орды кочевников, составлявших постоянную грозу для оседлого населения Киевской Руси. Географическое расположение З. валов и сопровождающих их рвов указывает на то, что они были возведены для защиты территории, в центре которой лежал Киев, преимущественно со стороны степи, в которой кочевали печенеги и др. Система защиты валами, перешедшая к русским, через поляков и германцев, от римлян, была в полной силе в IX и Х вв. Из письма архиепископа Брунова, отправлявшегося миссионером в страну печенегов и по пути посетившего в Киеве св. кн. Владимира, видно, что Владимир св. возводил на границах своего государства валы для защиты от печенегов (о чем летопись умалчивает). С исходом XI ст. валы потеряли, вероятно, свое стратегическое значение: летописи упоминают о них лишь как о топографическом признаке известной местности.
Ср. В. Антонович, "З. валы в пределах Киевской земли" ("Киевская Старина", 1884 г. ¦ 3); здесь и литература предмета, к которой нужно прибавить ст. Ив. Ma-ры, в "Екатеринославском Юбилейном Листке" (1887 г., ¦ 12).