(история). ? В древней России церковь в пользовании принадлежавшими ей землями была облечена сравнительно с друг. землевладельцами правами более широкими благодаря жалованным, несудимым и тарханным грамотам, освобождавшим духовенство от податей и повинностей, от общего суда. Главным способом приобретения З. церковных было пожалование со стороны государства, которое сначала было очень щедро на раздачу пустопорожних земель. Кроме того, церковные владения увеличивались путем завещаний и вкладов. Если не было прямых наследников, наследство переходило по завещанию к церкви. В московский период право это до того окрепло, что когда церквам запрещено было приобретать вновь недвижимые имущества, то казна должна была выплачивать монастырям полную стоимость выморочных вотчин. Приобретала земли церковь также куплей (митр. Петр, напр., купил г. Алексин) и по залогу (в случае просрочки долга). Такими путями З. церковные постепенно возрастали, и в ХVII в., по словам Коллинза, на них жило почти 2/3 общего населения. Троице-Сергиев монастырь в XVI в. владел 13101 чет. земли с 1412 дворами. В XVII веке в пределах Московской губ. числилось в церковных вотчинах 63962 двора, за одним Костромским-Ипатьевским м-рем ? 3848 дворов, в Вологодском у. ? 5670 двор. Монастыри, приобретая землю, не выпускали ее из своих рук и таким образом уменьшали земельный фонд служилого класса. Черные волости также были недовольны монастырями, лишавшими их земли. Положение крестьян монастырских было гораздо хуже крестьян частновладельческих. Недовольство крестьян доходило до того, что, когда в соседстве с общиной начинала устраиваться обитель, они грозили смертью благочестивым пустынникам. На Стоглавом соборе запрещено было монастырям покупать земли, отдавать в монастыри по завещаниям, и установлен был принцип неотчуждаемости З. церковных. Собор 1572 г. запретил большим монастырям приобретать имущества по дарственным. В 1580 г. запрещено было приобретать церковные З. по купчим и закладным. Указ 1584 г. уничтожил тарханы и таким образом уравнял духовенство относительно податей и повинностей с остальными землевладельцами. Указом 1701 г. Петр В. постановил: "в монастыри монахам и монахиням давать жалованье, а вотчинами им и никакими угодьями не владеть", но, не выполнив этого постановления, ограничился только тем, что управление церковными З. подчинил государству (монастырскому приказу, составленному из светских лиц). С учреждением Синода церковные З. опять были переданы в заведование церкви. Елизавета Петровна не только возвращала монастырям отнятые у них земли, но и давала новые. Екатерина II (см. и см. Монастыри) действовала более решительно. Александр I, не отменяя постановления о неприобретении монастырями недвижимых имений, допускал в некоторых случаях покупки, на которые каждый раз испрашивалось высочайшее разрешение. Ср. Духовенство (см. и след.; там же и литература).
В. В.