Значение ЗБОРОВСКИХ ДОГОВОР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ЗБОРОВСКИХ ДОГОВОР

? заключен был Богданом Хмельницким с королем польским Яном-Казимиром после того, как последний, выступив с всеобщим ополчением (посполитым рушением) шляхты на усмирение восставших казаков, понес от Хмельницкого и его союзника, крымского хана Ислам-Гирея, тяжелое поражение под м. Зборовом, 5 и 6 августа 1649 г. Самые условия договора заключались в следующем: польское правительство обещало полную амнистию всем, принимавшим участие в восстании, и разрешило гетману увеличить число реестровых казаков до 40000, позволяя набрать их из королевских и шляхетских имений и разместить в Украйне, где не должны были квартировать польские войска; все не вошедшие в реестр обязаны были возвратиться в прежнее положение свое; гетман получал на свое содержание г. Чигирин с округом; правительство обязывалось уничтожать унию и допустить киевского митрополита в сенат; евреи и иезуиты теряли право жительства в Украйне; все должности и чины в воеводствах Киевском, Брацлавском и Черниговском король мог раздавать только местным православным дворянам. Договор этот обеспечивал, таким образом, интересы и права православной церкви и интересы реестрового казачества, но оставлял незатронутыми социальные порядки, господствовавшие в Украйне, сохранял шляхту и хлопов. Впрочем, и занесенные в договор требования Хмельницкого не нашли себе полного удовлетворения. Чрезвычайный сейм, созванный в ноябре 1649 г., утвердил договор, но на том же сейме киевский митрополит не был допущен в сенат. Не была уничтожена и уния. В свою очередь, Хмельницкий тщетно пытался склонить народ подчиниться условию, в силу которого все не вошедшие в реестр должны были подчиняться панам, и наконец, видя, что он рискует своею популярностью, отказался от действительного соблюдения договора и начал подготовлять новое восстание. Слепой религиозный фанатизм польского общества, не мирившийся с мыслью о равноправности православной церкви с католическою, и нежелание народа вновь нести только что сброшенное ярмо крепостного права обратили З. договор в одну фикцию, плохо соблюдавшуюся с обеих сторон. Наконец 24 декабря 1650 г. польский сейм объявил новую войну против казаков.

В. М-н.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.