(с греч. ? руководитель, начинатель) ? 1) название начальственного лица в древнегреческом жреческом сословии; 2) название церковно-иерархической степени в церкви восточной, времен Вселенских соборов, упоминаемое в исторических памятниках со времени Антиохийского собора 445 г. Объем власти и юрисдикции этого екзарха доселе с точностью не определен. По мнению одних, под именем Е. разумелись те же старейшие по кафедрам епископы, которые назывались и патриархами. Другие думают, что это была иерархическая степень выше митрополита и ниже патриарха. По мнению третьих, екзархами назывались митрополиты, но не епархий и главных городов, а целых округов или диоцезов. Екзарх был председателем собиравшихся, по мере надобности и по его почину, так называемых больших соборов диоцеза (?????? ???????), юрисдикции которых были подведомственны митрополиты как епархий, так и городов. Когда впоследствии и эти диоцезы подчинены были верховной юрисдикции константинопольского патриарха, титул Е. не встречается более в церковно-исторических памятниках; так, например, в законодательстве Юстиниана об Е., как церковно-административной инстанции, вовсе не упоминается. Позже, у Вальсамона (около 1193 г.) титул Екзарха снова приписывается некоторым митрополитам; у Зогары (XII в.) этот титул присвояется епископам Кесарии Каппадокийской, Фессалоник, Ефеса, Коринфа (см. проф. Н. Заозерского, "О правительственной власти и о формах устройства церкви", Москва, 1891). 3) В терминологии государственного управления Восточной Римской империи именем Е. назывались представители власти императора, управлявшие находившимися во владении империи городами Африки; в особенности известны екзархи равеннские ? наместники императора в принадлежавших Восточной Римской империи (с 568 по 752 г.) областях Италии, имевшие свой резиденцией город Равенну (см.). 4) В царствование Константина Багрянородного (IX в.) название Е. носил в Византии церемониймейстер императорского двора. 5) В IX в., по принятии Болгарией христианства, ее церковному первоиерарху был усвоен титул екзарха (особенно известен Иоанн, екзарх болгарский в славный век болгарского царя Симеона). С усилением могущества Болгарского царства, его первоиерарху усвоен был титул патриарха; но после того как в XV в. Болгария была покорена турками, титул патриарха опять заменяется титулом Е., сохранившимся за ним и после того, как болгарская церковь сделалась независимой от константинопольского патриарха, автокефальной (см.). 6) В России титул Е. был усвоен, по упразднении в ней патриаршества, местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Стефану Яворскому (с 1700 г.), а в настоящее время, со времени присоединения Грузии к России (с 1800 г.) титул Е. носит (с 1811 г.) первоиерарх Грузии, архиепископ карталинский и кахетинский (см.). Вообще при определении иерархических прав и полномочий Е. в настоящее время православная церковь руководится теми понятиями о власти Е., какие существовали в века Вселенских соборов, и усваивает этот титул предстоятелям или автокефальных церквей небольших самостоятельных государств (как Болгария), или больших областей государства, обладающих гражданским устройством, отличным от общего устройства государства (как Грузия). 7) В исторических актах Византии название Е. иногда усвояется чрезвычайным уполномоченным патриарха, посылавшимся им в епархии с разными поручениями, преимущественно по надзору за монашествующими. Кроме Е., посылавшегося от времени до времени для ревизии церквей и монастырей в епархии, при "великой Константинопольской Церкви" (т. е. при храме св. Софии) существовала постоянная должность Е., по рангу соприкасавшаяся близко с должностью "великого хертофилакса".
Н. Б.