? последователи одной, довольно еще загадочной, религиозной секты, распространившейся среди курдов. Езиды говорят курманджийским наречием курдского языка. Живут они в Турции, где их насчитывают до 90000 душ, в Персии и у нас в Карской области (до 2000 душ) и в Эриванской губернии (около 8000 душ). Название их производят от древнеперсидского слова Ezd ? Бог; езди , как сами себя называют Е., значит "божеский", в смысле "признающий Бога". Сущность учения этой секты не вполне выяснена, вследствие необыкновенной скрытности и подозрительности Е., часто подвергавшихся гонениям со стороны мусульман и иных курдских сектантов, а также из-за насмешек соседних христиан, видящих в Е. поклонников дьявола. Известно только, что Е. признают Верховное Существо, создателя мира, и почитают "духа отрицания" Мелик Тауза ? впавшего в немилость ангела, который со временем будет прощен. Они избегают произносить его имя в разговорах и изображают в виде павлина (тауз). Вместе с тем, Е. почитают солнце и четыре стихии: землю (мать всего живущего), воду, воздух и огонь (самая священная стихия). Все это дает повод отыскивать начало езидизма в Зороастровом учении, которое впоследствии, под влиянием мусульманства и отчасти христианства, сильно изменилось. Новейшие исследователи секты самым решительным образом отвергают обоготворение ею дьявола. Е. признают 124 тыс. пророков, из которых первым по святости считается их национальный пророк шейх-Адэ, живший в VI в. гиджры (XII в. после Р. X.) и завещавший Е. в руководство религиозно-нравственный кодекс. Ему посвящен храм в долине Шейх-Адэ (Лалиш), близ Мосула. В честь прочих шейхов устраивают очаги. Е. разделяются на две касты, браки между которыми запрещены, ? на духовных и светских. Первые, в свою очередь, делятся на три группы: шейхи, пиры и факиры , не имеющие права родниться между собой; к ним же относятся низшие степени духовных: навалы (посланцы шейха, ездящие за поборами и пожертвованиями), ауханы и прислужники при храме. E., где бы они ни были, признают своим главой шейха (потомка шейха-Адэ), воля которого священна для каждого Е., и эмира, представителя светской власти, утверждаемого турецким правительством. Оба живут в Месопотамии. У нас Е. подчинены общим судам и администрации. Е. почти все оседлые, хотя и не совсем еще отвыкли от кочевой жизни.
О них см. И. Н. Березин, "Езиды" ("Магазин землеведения и путешествий", изд. Фроловым, т. III, М., 1854); N. Siouffi: 1) "Notice sur la secte des Iezidis" ("Journal Asiatique", 1882, t. XX), 2) "Notice sur le Cheikh Adi et la secte des Iezidis ("J. Asiat", 1885, t. V); Menant, "Les Iezides. Episodes de l'histoire des adorateurs du diable" (П., 1893); С. А. Егиазаров, " Краткий этнографическо-юридический очерк Е. Эриванской губернии " ("Записки Кавказского отдела И. Р. Географического общества", кн. XIII, вып. II, Тифлис, 1891); Ю. С. Карцев, "Заметки о турецких Е." (там же).
Н. Веселовский.