Значение ЕЗДА ВЕРХОВАЯ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ЕЗДА ВЕРХОВАЯ*

? Лошадь пошла под седло человека впервые в Азии; обыкновенно приписывают это скифскому племени сколотов. Европейцы заимствовали этот способ передвижения у персов, главным образом в военных целях, и сразу же достигли в этом отношении большого искусства; большой известностью пользовались конницы фессалийская и фракийская; этому способствовало учреждение в Греции, а затем и Риме особых академий верховой езды. Надо, однако, заметить, что в эпоху римского владычества кавалерия представляла собой лишь вспомогательный род оружия и вообще была плоха. Самое искусство езды не могло достигнуть большой высоты, потому что ездили и греки и римляне без седел и стремян, и достаточной уверенности в посадке у них поэтому не могло быть. Тем не менее, их посадка была практична и легка. Ее изменение последовало вслед за изобретением седла, а затем, позже, тяжелых рыцарских доспехов. Затем изменения в верховой езде обусловливались в отношении военных тактическими требованиями, предъявлявшимися кавалерии, в отношении же любителей ? требованиями моды на тот или иной род верхового спорта. Верховая езда со времени введения ее у цивилизованных народов резко разделилась на два рода: простое пользование конем без предварительного его обучения и воспитания, с употреблением только некоторых приемов, имеющих целью подчинить его волю воле всадника, и езда на лошадях, приготовленных для этой цели по известным правилам известной школы. Восточные народы преимущественно пользовались первым способом, будучи природными кавалеристами, с малых лет сроднившимися с конем. Таким способом по настоящее время ездят все азиатские народы, жители Южной Америки (ковбои) отчасти наши казаки и туземцы Кавказа и большинство ездоков-самоучек, напр. фермеры, крестьяне и т. п. Нельзя не заметить, что так называемые естественные всадники также имеют некоторые строго определенные правила верховой езды, выработанные практикой и передаваемые из поколения в поколение, нашим же казакам пришлось вследствие тактических требований принять некоторые приемы и правила у культурных или искусственных наездников, но все-таки, оставив в основе езды свои принципы. Эти принципы основаны на наиполезнейшем для дела использовании природных сил лошади, без предварительной их выработки, на возможности пользоваться так наз. сырой лошадью; поэтому как способы приездки лошади, так и управления ей гораздо более просты в сравнении с таковыми же искусственных ездоков; большей простотой отличается и верховое конское снаряжение; но, конечно, эти способы и более грубы, требуют долгой практики, потому что главным образом основываются на сноровках, и кроме того, эти способы, заключаясь в ломке сырой лошади, в борьбе всадника с ее силами, могут легко подвергнуть ее порче, что особенно нежелательно в отношении дорогостоящей культурной лошади. Поэтому все европейские народы приняли искусственный способ верховой езды, который в течение многих веков подвергся весьма многим изменениям, и в настоящее время еще нельзя сказать, что даже общие принципы верховой езды, не только отдельные более мелкие правила, были установлены вполне определенно и считались бы бесспорными. Наоборот, как справедливо замечает Врангель [указ. соч., стр. 230.], в этом деле "Всякая птица поет свою песню"; поэтому здесь мы остановимся только на тех требованиях искусства верховой езды, которые, по мнению авторитетов, могут быть признаны наиболее практичными, а также на указаниях последнего в этом отношении течения. Верховая езда в настоящее время может быть разделена на манежную, высшим развитием которой является так наз. езда высшей школы, охотничью, парфорсную, или полевую, и скаковую; что же касается военной ? строевой и полевой езды, то в нее, несомненно, должны войти элементы всех указанных подразделений. Англичане увлекаются парфорсами, чему не препятствует климат их страны; у нас же поневоле зимой приходится довольствоваться манежем. Поэтому англичане враги теории верховой езды и рекомендуют желающим научиться ездить ? ездить почаще и побольше в компании хороших ездоков; с 10-12 лет принимать, конечно, на пони, участие в парфорсных охотах. Но и они не отрицают пользу манежа и необходимость некоторого обучения и применения некоторых теоретических правил.

Езда вообще различается пассивная и активная. Первой может быть названа такая езда, при которой всадник умеет всегда сохранить спокойную посадку, мягко управляет лошадью, правильно распределяет на ней свой груз, словом, не мешает лошади наилучшим, как она это чувствует, способом производить требуемую от нее работу. Пассивный ездок должен ездить на хорошо выезженной лошади; выездка же лошади для него недоступна. Активная езда состоит в умелом воздействии ездока на лошадь всеми способами, находящимися в его распоряжении, с целью получить от нее наибольшую возможную для нее работу и, конечно, полнейшее ее послушание. Сделаться пассивным ездоком может всякий (не калека), имея достаточно терпения, некоторую долю смелости и охоту; сделаться же активным ездоком может далеко не всякий; тут необходимы, кроме указанных качеств, специальное дарование и особое чувство, позволяющее всаднику хорошо понимать лошадь и пользоваться соответственным образом посадкой и управлением. Эти элементы езды являются главнейшими, основы же их для каждого рода езды различны. Посадка и управление находятся в весьма тесной зависимости одна от другой. Управление искусственного всадника производится согласованными действиями поводьев мундштука и уздечки (трензеля), шенкелей и уклона корпуса. Эти действия, их тонкость имеют особое значение при манежной езде, когда от лошадей требуется особенная точность движений и понятливость к требованиям всадника. Поэтому при манежной езде посадка всадника должна давать ему возможность свободно, без усилий действовать указанными способами. Он должен сидеть, имея на седле три точки опоры, из которых две составляют седалищные кости, третью же ? разрез. Верхняя часть тела ? от головы до верхних краев тазовых костей и нижняя ? от колен вниз должны быть подвижны, средняя же ? от нижних краев тазовых костей до колена ? совершенно неподвижна. Сев, как указано, при чем крестцовая кость должна быть совершенно вертикальна, всадник оттягивает ляжки вниз и назад насколько возможно, чтобы только не потерять соприкосновения седалищных костей с седлом; нижняя подвижная от колена часть ноги должна быть свободно опущена, каблук несколько оттянут вниз, а нога отведена наружу, но близко к телу лошади; корпус занимает вертикальное к седлу положение, но спина не должна быть выгнута; лучше ее несколько сгибать, чтобы этим смягчались толчки на рыси и галопе. Такая посадка, особенно при строгом мундштуке, коротком поводе и вполне собранной лошади, дает всаднику возможность вести лошадь все время, заставляя ее делать самые замысловатые движения, но не дает ему возможности развить всю быстроту аллюров, на которую способна лошадь. Такую посадку всадник должен сохранять на всех аллюрах. Благодаря ей лошадь имеет центр тяжести отнесенным назад, всадник же имеет возможность перемещать его сообразно надобности, действуя в то же время поводом и шенкелями. Это особенно рельефно видно при высшей школе, основанной всецело на балансе; благодаря полному сбору лошади с подведением задних ног под брюхо и высоким поставом шеи; при этом центр тяжести лошади заключается между шенкелями и поводом и все движения производятся вследствие еле заметных действий рук и шенкелей. При этом балансирование доводится до такой тонкости, что бывают положения, когда лошадь может быть свалена движением корпуса или незначительным толчком [С. Носович. Указ. соч., стр. 27]. Прилагаемая таблица езды высшей школы может дать понятие о сложности и тонкости движений, на которые способна лошадь. Она становится совершенным акробатом и выделывает самые замысловатые штуки. Конечно, место такой езды только в цирке. В настоящее время манежная езда, по-видимому, отживает свой век, поклонников ее становится все меньше и мода на нее уже почти прошла. Лучшей ее системой должна быть признана та, которая позволяет лошади развивать почти всю силу ее аллюров; эту систему практикует г. Д. Фидис. Она явилась на смену рыцарской езде, требовавшей совершенно своеобразной посадки ? торчком на одном разрезе, с вытянутыми вперед ногами и наклоненным вперед же корпусом; такая посадка была необходима вследствие того, что главным оружием рыцарей было копье, для встречи страшных ударов которого и применялся сильный упор и наклон вперед. С уничтожением лат и копий, с предъявлением кавалерии в XVIII веке требований сомкнутости и стройности движений появилась необходимость в достижении особо тонкой выездки лошади, хотя бы в ущерб быстроте, и тонкого ею управления, а следствием этого ? обучение людей и лошадей в манежах и доведение их до степени дрессировки; точно так же, как увлечение сомкнутым строем в пехоте повело к увлечению церемониальным маршем и доведению его до виртуозности, хождения по темпам и т. п. В то же время мода на турниры прошла и заменилась модой на карусели и другие манежные упражнения; посещение знаменитой версальской школы верховой езды стало для каждого светского человека так же обязательно, как ранее для рыцарей участие в турнирах. Однако страсть к охоте, особенно у англичан, отвлекла спортсменов от манежа; появилась парфорсная езда везде на Западе; у нас же на такие охоты выезжали на азиатских или казачьих лошадях и седлах. Не требуя от лошади особой тонкости, требуя только возможной быстроты и достаточного послушания, а также смелого преодоления препятствий, парфорсная езда требует и от всадника несколько других приемов управления, а за ним и посадки. Она должна быть более свободна, дабы не мешать движениям лошади, а содействовать быстроте его. Сидеть, конечно, нужно одной средней частью тела, но требование неподвижности некоторыми практиками езды ограничивается только двумя точками, именно местами прилегания колен к седлу; конечно, это относится к движениям рысью и большими аллюрами. Каждый человек должен иметь посадку, наиболее подходящую к его сложению, а хороший ездок может и должен приноравливать ее и к индивидуальным качествам лошади. При этом рекомендуется свободно пустить ляжку вперед и вниз, сообразно сложению, не оттягивая ее назад, отчего появится выгиб в спине, и не выдвигая вперед, отчего колено пододвинется слишком вперед. Голень надо свободно опустить вниз, не оттягивая каблука вниз и не напрягая ни одного мускула, ступню же вставить в стремя до каблука.

Для каждого аллюра рекомендуется своя посадка ? на шагу всадник совершенно покоен, корпус его выходит вертикально из седла, на рыси, исключительно облегченной, для смягчения толчков, получаемых всадником и лошадью друг от друга, необходимо несколько приподниматься в темпе толчков лошади, но для того, чтобы не утомить одну диагональную пару (заднюю и переднюю) ее ног, надо менять их время от времени.

ВЕРХОВАЯ ЕЗДА I.

1. Посадка на шагу. 2. Посадка на облегченной (английской) рыси. 3. Посадка на галопе. 4. Посадка дамы на шагу. 5. Посадка на рыси: 1) Неправильное положение корпуса. 2)Правильное положение корпуса. 6. Посадка дамы на галопе. 7. Посадка дамы на полевом галопе. 8. Посадка дамы на прыжке.

Само приподнимание делается отнюдь не за счет упора на стремена, нога вниз от колена должна висеть свободно, а за счет упора колен и отчасти ляжек; при этом корпус несколько нагибается вперед, что соответствует и принципу движения лошади. На галоп (кентер ? галоп в полмаха) рекомендуется сесть назад глубже в седло, но следить, чтобы седалище при этом не ерзало. В последнее время рекомендуются еще два способа сидения на галопе; мы укажем из них один более легкий, который можно рекомендовать для возможно быстрого прохождения небольших дистанций, так как он утомителен для всадника, но зато хорошо облегчает работу лошади. При этой посадке ездок подает корпус вперед, приподнимает немного седалище от седла и упирается на стремена, но упор этот должен большей частью падать на колена, иначе нельзя будет посылать лошадь шенкелями, не опускаясь для этого в седло. Голень при этом также направляется несколько вперед, так что вся фигура всадника будет иметь вид перегнутой в тазу. Эта посадка при всей ее утомительности доступна, однако, почти всякому ездоку. Вообще на галопе (кентер) корпус следует несколько подавать вперед. В отношении посадки на прыжке до сих пор существует разногласие: большинство, по-видимому, рекомендует перед прыжком передать корпус несколько назад, чтобы облегчить лошади перед, но с этим никак нельзя согласиться, так как лошадь работает на прыжке именно задом, поэтому его-то и надо облегчить, а следовательно, необходимо оставить посадку вперед, как на галопе, и несколько больше выдвинуть вперед ноги, чтобы встретить толчок; чтобы не затруднять лошади свободного движения головой, необходимо несколько отдать повод. Управление при полевой езде гораздо более грубое, чем при манежной; оно не основывается только на одном искусстве, но требует от ездока также и силы. Разница зависит прежде всего от разницы в аллюрах; при быстрых аллюрах парфорсной езды лошадь гораздо сильнее ложится на повод, кроме того, она по самому существу езды не может быть хорошо выезжена и ее нельзя вести в таком сборе, чтобы она чувствовала движение каждого пальца; еще во времена господства версальской школы видные ее деятели все-таки говорили, что в поле надо галопировать, имея голову книзу, а круп кверху, т. е. без сбора; нужны энергичные движения поводом; кроме того, при парфорсной посадке невозможно действовать шенкелями иначе, как только для посыла лошади вперед. Насколько парфорсная езда требует меньшей тонкости в управлении, настолько же она требует большей крепости в посадке. Скаковая езда имеет свои особенности посадки, которая направляется исключительно к наивозможному облегчению движения лошади вперед; поэтому при ней необходимо передавать вес корпуса наивозможно больше вперед, чтобы освободить зад лошади. При этом можно вовсе игнорировать свое удобство и даже крепость в седле, ибо вся работа продолжается в течение весьма коротких промежутков времени, измеряемых минутами. Поэтому, вообще говоря, в скачке следует сидеть так, как это указано для галопа на короткие расстояния. Иногда же этот способ стараются заменить полным спокойствием корпуса, полной его неподвижностью при глубоком его положении в седле. Но таким способом ездить весьма трудно; этой посадкой могут пользоваться только особые таланты скачки, каким был ее изобретатель жокей Арчер. В настоящее время особенно модна и пользуется большим успехом так называемая американская посадка; в Европу она занесена американскими жокеями, которые являются теперь почти непобедимыми. Посадка эта основана на том, что на галопе ось качания корпуса лошади находится в концах лопаток, поэтому надо стараться поместить свой корпус по возможности ближе к этой точке; при этом колена упираются в верхние части лопаток по сторонам холки, при движении галопом всадник, упираясь коленами и на стремена, поднимает седалище от спины лошади и подает корпус вперед, так что весь он сложен, как перочинный ножик, грудь над коленами, голени направлены назад и носки опущены вниз, руки же вытянуты вперед, поводья коротки, но не настолько, чтобы стеснять движения шеи и головы лошади. В этой посадке соединены преимущества обеих вышеописанных, ибо центр тяжести передан наивозможно вперед, в то же время тело, находясь близ оси качания, достаточно неподвижно. Но положение ездока весьма непрочно и управление затруднительно, поэтому она абсолютно недопустима нигде, кроме гладких скачек. При современных боевых требованиях от кавалерии обучение искусству езды военной должно основываться на правильном сочетании одиночного манежного обучения всадника и соответственной подготовки лошади с полевой ездой; для подготовки к последней могут наилучшим способом служить конские охоты. Посадка кавалериста, по мнению одного из авторитетных кавалеристов, фон Розенберга, должна приближаться к таковой хорошего парфорсного охотника [Ф. Розенберг. Указ. сочин., стр. 14.]. Когда увлекались сомкнутым строем, тогда в кавалерии все внимание было обращено на манеж; в настоящее же время, кроме сомкнутости, от кавалерии требуется быстрота, умение преодолевать всякие препятствия, действовать на всякой местности, поэтому необходима и соответственная подготовка. Все современные кавалеристы придают в этом отношении большое значение скачкам, особенно с препятствиями, и, как было указано выше, конским охотам. В этом отношении у нас в России за последнее время сделано очень много, и охоты, а также скачки входят в программу курса офицерской кавалерийской школы, которая является у нас академией верховой езды. При ней имеется отделение в м. Поставы Виленской губ., где осенью организуются парфорсные охоты и скачки.

ВЕРХОВАЯ ЕЗДА II (высшая школа).

1. Пьяффе. 2. Манежный шаг. 3. Испанский шаг. 4. Принимание галопом налево. 5. Пируэт. 6. Левада. 7. Пезада (поднятие на дыбы). 8. Баллотада (прыжок вверх с поджатыми передними ногами). 9. Круппада. 10. Курбет. Пунктиром обозначены первоначальное и последующее положение ног лошади при прыжке. 11. Лансада (дугообразный прыжок). Пунктиром обозначено первоначальное положение ног лошади. 12. Каприоль. Пунктиром обозначено первоначальное и последующее положение ног лошади.

О верховой Е. дам, прежде всего, необходимо заметить, что дамам нельзя начинать учиться ездить верхом ранее 16-17 лет, пока организм их не вполне окреп. Посадка дамы вследствие условий костюма совершенно отличается от таковой же мужчины. В культурных странах дамы ездят на особых седлах, позволяющих сидеть боком. Значение седла для дамской Е. особенно велико, ибо крепость посадки обусловливается удобством и прочностью седла. Красивая и прочная посадка получается только в том случае, если дама сидит на середине седла, держа корпус совершенно отвесно, не перегибая его ни вправо, ни влево. Голова повернута в сторону движения. Правая нога перекидывается через верхнюю луку, бедро левой располагается под нижней лукой, а голень этой ноги свободно свешивается вниз; стремя надевается на носок, но упора на него быть не должно. Голень правой ноги отводится назад, каблук оттягивается несколько вниз и плотно прижимается к лошади так, чтобы не было раскачивания и носок не был виден из-под амазонки. Прочность посадки вполне гарантируется исполнением этих правил, ибо луки седла весьма крепко держат наездницу. Не следует только подавать правого плеча вперед, ибо при этом возможно падение направо. Управление основано на тех же правилах, что и управление мужчины, но отсутствующий правый шенкель заменяется твердым хлыстом, или стыгом. Корпус, т. е. его уклоны, также принимает участие в управлении. Поводья можно держать в одной или обеих руках; в первом случае над правым коленом, во втором ? раздвинутые на 15 см руки держатся над правым бедром. При Е. рысью дамам также следует ездить облегченной, но при этом сначала следует опираться на стремя, повернув пятку левой ноги кнаружи, но отнюдь не раскачивая этой ногой. Опираться на стремя надо в тот момент, когда лошадь становится на землю левой передней ногой, в тот же момент, когда выдвигается правая передняя нога, надо слегка приподыматься. Для наездника труднее всего именно подметить, когда надо начать приподыматься; но при небольшом навыке это очень легко приобретается. Ездить же облегченной рысью гораздо здоровее, менее утомительно и для наездницы, и для лошади и несравненно элегантнее. При навыке можно ездить и не опираясь на стремя, что гораздо приятнее и даже безопаснее. Описанную посадку следует сохранять и на галопе, и на полевом галопе. Поднимание же лошади в галоп производится совместными действиями повода и шенкеля или хлыста. Дамы предпочитают галоп с правой ноги, как более спокойный. Для поднятия лошади в галоп с правой ноги несколько укорачиваются поводья, затем сокращается правый повод поворотом левой кисти вверх мизинцем, одновременно дается сильный удар левым шенкелем, а если этого мало, то и хлыстом по правому плечу. Затем повод отпускается. Ширина галопа регулируется ослаблением или натяжением поводьев и побуждающими действиями шенкеля и хлыста. На прыжках дама должна сидеть спокойно и крепко, несколько откинув корпус назад, ни помогать, ни побуждать лошадь ей не следует. Прыгать наездницам рекомендуется только на вполне верных лошадях. На полевом галопе, карьере и прыжках поводья следует держать в обеих руках. В заключение надо заметить, что положение наездницы в седле, пока она не выбилась из сил, весьма прочно, но если лошадь понесла и впереди видно неодолимое препятствие или опушка леса, то следует рискнуть спрыгнуть. Для этого надо быстро, но не торопливо освободить правую ногу из луки, сбросить стремя, оставить поводья, левой рукой подобрать амазонку и, оперевшись правой о верхнюю луку, прыгнуть вперед, как можно дальше.

Из пород лошадей, годных для верховой Е., наилучшей является кровная английская, наиболее умная и быстрая из всех, затем следуют все полукровки, из которых особенно ценятся гентера (hunters), предназначаемые для охоты; для немолодых и солидных ездоков можно рекомендовать кобов (cobs); это спокойные, невысокие 2-3-х вершков лошади тяжелых форм, прекрасного нрава, верной походки и средних аллюров; для детей лучше всего пони (pony), малорослые лошадки веселого и спокойного нрава. Затем, хороши лошади восточных пород, особенно арабские, но их в Европе держат, главным образом, для заводов, и достать их трудно. Восточные породы можно рекомендовать для дам и детей, так как они невысоки, хорошего нрава и умны. Для дамской Е. необходимо выбирать совершенно верных лошадей, позволяющих садиться, на крепких ногах, не тугоуздых и не ленивых Ср. "Книга о лошади" гр. К. Г. Врангеля; обработана для применения в России под ред. кн. С. П. Урусова (СПб., 1886); С. Л. Носович. "Современная езда, скачка и тренировка" (СПб., 1902); бр. Вольф, "Новая теория езды"; "Мысли о кавалерийской службе", соч. фон Розенберга (перев. со 2 изд., СПб., 1887); Д. Филис, "Основы выездки и езды" (перев. с франц., СПб., 1901); К. В. В. У., "Амазонка". Иностранную литературу см. в кн. Урусова и фон Розенберга.

А. Носович.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.