(+ в 398 г.) ? ересиарх IV века, представитель (после Аэтия) крайнего арианства, родом из Каппадокии, сын сельского учителя; учился риторике в Константинополе; был сначала домашним наставником, потом, по нужде, портным; переселившись в Антиохию, сделался учеником Аэтия, прославился красноречием, был посвящен в диаконы, а затем в епископы города Кизика; обнаружил вполне свое арианство в царствование императора Валента и вызвал обстоятельные опровержения со стороны Василия В. и Григория Нисского; был потом, при победе православия, низложен и изгнан на родину, где и умер; оставил книгу "????? ? ' ??????????? ".
Признавая (в отличие от Ария и в согласии с Аэтием), что наш разум может иметь совершенно верное понятие о природе Божества, Е. полагал сущность этой природы в безусловной первоначальности, непроизведенности или нерожденности Божества; отсюда он выводил, что 2-е Лицо св. Троицы, как Рожденное, не может быть причастно Божественному Существу; природа Сына не только не тождественна, но даже неподобна природе Отца (? ' ???????; отсюда аномэи); чтобы быть последовательным, Е. даже избегал самых терминов Отец и Сын как указывающих на единство природы и предписывал крестить во имя Нерожденного. Единственною связью между нами и Богом Е. считал разум или веру, основанную на рассуждении. Этому взгляду соответствует известие, что при крещении евномиане окунали лишь верхнюю часть тела, полагая, что нижняя не подлежит спасению и должна быть предоставлена диаволу ? черта сходства с манихейским дуализмом, не случайная, а вытекающая из односторонне отрицательного понятия о божестве, общего обеим ересям. Евномиане были особенно многочисленны в Антиохии и Константинополе и набирались преимущественно из высшего класса. Секта, процветавшая особенно в царствование Валента, потеряла практическое значение еще при жизни основателя. См. Klose. "Gesch. u. Lehre des Eun." (Киль, 1833); Newman, "The Arians of the IV century", (Оксф., 1834); Harnack, "Dogmengeschichte" (1 ч. Б. 1890).
Вл. С .