(санскрит. Jaina) ? довольно распространенная в Индии секта, возникшая одновременно с буддизмом. Основана Бардхаманой, младшим сыном вельможи из рода Naja (санскр. Iñata или Iñati) в нынешнем Бигаре. На 31-м г. своей жизни он решился отказаться от мира, роздал свое имение и более 12 лет вел жизнь бродячего аскета. Через 13 месяцев после своего отрешения от мира он скинул одежды и стал ходить нагишом, а на 13-м году своих скитаний, когда уже считал себя достигшим высших ступеней познания, выступил основателем новой веры и положил начало секте Нигганта (освобожденные от уз). С тех пор он носил церковное имя Махавира (великий герой) и Джина (победитель ? в борьбе для достижения достоинства Будды, т. е. познающего); от этого последнего имени и произошло современное название секты. Иногда в священных книгах секты основателю ее придается даже название Будды; называется он еще Натапутта, Титтхакара (отыскивающий брод); последний титул у буддистов получил значение лжеучителя. После 29-летней деятельности в качестве учителя и главы секты Джина умер в Паве, еще раньше Будды. Он проповедовал в тех же странах вост. Индии, что и Будда, и был одним из тех шести современных Будде великих учителей, глав шести разноверных сект, которых буддисты естественно считают опасными ересиархами. Но учение Джины мало чем отличается от учения Будды; даже терминология у них в общем одинаковая, традиционные жизнеописания основателей обеих религий как бы отлиты по одному типу, и когда читаешь священные книги Д., то кажется, что речь в них идет о буддистах. Разница между обоими учениями состоит в большей важности, приписываемой Д. самоистязаниям, как пути к искуплению. Буддисты употребляют язык пали, Д. ? пракрит. По учению буддистов, основателю их религии предшествовали 25 будд, Джина имел 24 предтечи ? джины. И для буддистов, и для джайнов (как и для др. религиозно-философских систем Индии) конечной целью учения является освобождение от процесса перерождений, которое на пракрите называется Nirvana (санскр. Нирвана ? угасание, обращение в небытие). Для обеих религий путем к Нирване служат "три сокровища": правая вера, правое познание, правая жизнь. Под первой Д. разумеют веру, что лишь Джина нашел путь к освобождению от круговорота перерождений и что лишь в нем спасение. Правое познание заключается в учении, что мир вечен, не создан и не руководим каким-либо божеством; что все существа, даже растения и камни, одарены душой, а душа всегда обладает сознанием, но различным, сообразно телу, в которое она заключена. Тело подвержено смерти; но вечная душа немедленно переходит в тело другого существа, высшего или низшего, смотря по деяниям человека; от этого переселения душа освобождается лишь с переходом в Нирвану. Правая жизнь ставит различные требования аскетам и мирянам. Для аскетов обязательны пять великих обетов: не причинять вреда ни одному живому существу, не говорить лжи, не покушаться на чужую собственность, сохранять целомудрие и вести подвижнический образ жизни. Множество предписаний тщательно регламентируют жизнь духовных лиц сообразно этим обетам. Мирянам предписывается только воздерживаться от грубого причинения вреда живым существам, от грубой лжи, от грубых нарушений прав собственности; вместо целомудрия ? верность в браке; вместо отрешения от благ мира ? умеренность и подавление чувства алчности. И для мирян существует множество частных предписаний относительно устройства жизни, способов питания, отношений друг к другу и проч. ? предписаний, которые в общем опять-таки повторяют правила буддистов.
Уже на 14-м году проповеднической деятельности Джины зять его, Джамали, вызвал раскол, а по смерти Джины последовало вторичное распадение общины. Очень рано резко обозначились в секте Д. два толка, которые поныне друг с другом враждуют, в некоторых догматах друг от друга отличаются и имеют совершенно различные литературы: Дигамбарас ? "имеющие воздух своим одеянием", т. е. ходящие совсем нагишом, и Шветамбарас ? "носящие белые одежды". У последователей второго толка нагота тела также считается великим подвигом; но в новейшее время эта форма подвижничества все более и более вытесняется. Центром Дигамбарас служит юг Индии; но их много и на С. Вообще же Д. секта распространена в Гузерате, Раджпутане и Пенджабе на З и СЗ Индии и в отдельных странах Декана, особенно в Канаре. Общее число последователей ее достигает 1221885 чел., (1881) в том числе 498443 в президентстве Бомбей и 378672 в княжествах Раджпутаны. Они преимущественно купцы, частью весьма зажиточные. Богатая литература Д. представляет много замечательного в произведениях как духовного, так и светского содержания. Древнейшие из них, и прежде всего священные книги, так называемые Анга, из которых 11 сохранились в позднейшей редакции у Шветамбарас, написаны на пракрите; позднее стали употреблять санскрит.