(греч.) ? как понятие государственного права ? форма государственного устройства, при которой решающей силой является воля властителя, направленная к осуществлению его личных желаний, чуждая стремления к общему благу, и главное, не сдерживаемая законами, хотя бы изданными той же властью. Определение десп. формы государственного устройства дано Аристотелем под именем тирании (см.). По Аристотелю, тирания есть извращенная форма монархии (см.), причем для противоположения их Аристотель выдвигал момент психологический ? стремление монарха к общему благу или к удовлетворению личных интересов и капризов; момент юридический (наличность принципа законности) отсутствовал. В настоящее время деспотическими являются самодержавные монархии Востока ? Китай, Персия, Турция и другие. Для различения монархии самодержавной от монархии деспотической теперь выдвигается либо смешение законодательной, исполнительной и судебной властей в руках одних и тех же органов в деспотиях и их разделение в монархиях (Кант), либо принцип законности, господствующий в монархиях, которые, как гласит ст. 47 Основных законов Российской Империи, "управляются на твердых основаниях законов, учреждений и установлений, от самодержавной власти исходящих" (Градовский, Коркунов). Этот принцип законности, однако, ни в одной неограниченной монархии вполне не проводится и не может проводиться, ибо ни одна в мире власть не может добровольно ограничить себя своими собственными более ранними предписаниями, если только ими не созданы учреждения, ее фактически сдерживающие: это противоречит и принципу неограниченности, и естественным психологическим свойствам всякого человека. ? Всего чаще Д. есть форма монархического государства, но деспотически при благоприятствующих тому условиях, т. е. при отсутствии необходимой сдержки, может себя вести всякая власть, даже республиканская; деспотически может себя вести один народ по отношению к покоренному или другому народу, или в пределах одного государства один класс по отношению к другому, или большинство по отношению к меньшинству. В этом случае Д. определяется и признаком аристотелевским, и признаком отсутствия законности, а всего более ? признаком отрицания тех прав человеческой личности на свободу мысли, слова и т. д., которые признаются в данное время неотъемлемыми. ? В психологическом смысле словом Д. определяется склонность ставить свою личную волю, свой произвол выше интересов и воли других людей. "Sic volo, sic iubeo, sit pro ratione voluntas", ? такой ювеналовской формулой может быть охарактеризован Д., как психологическое явление.
В. В?в.