Значение слова ДЕЙВЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ДЕЙВЕ

? литовские богиньки. Им посвящены были особые каменные жертвенники на Литве и Жмуди, в житницах. Такие божьи камни (Deivuakmenai ? собственоо "камни богинек") еще в 1820-х гг. встречались в Шавельском, Тельшевском, Поневежском, Вилькомирском уездах, на берегах реки Шешувы и в других местах и считались ночным местопребыванием и игрищем литовских богинь судьбы. Ср. Юцевич (Людвиг из Покиева), "Litwa p. wzgledem starozyt. zabytkow" (Вильно, 1846, стр. 28-31). По словам иезуитов-миссионеров 1600 г., они считались хранительницами домашнего скота и хлеба и соответствовали латышскому растительному демону Цероклису. Жертвоприношения им состояли из крови жертвенных животных, петуха, первых плодов или зерен нового земледельческого года, первого куска и глотка при еде и т. д. Почитание этих Д. или богинек напоминает боготворение земли-матушки (см. Дирволите) или жемины, у древних пруссов айстов ? матери богов (mater deorum). Ср. A. Mierzynski, "Zrodla do mytologii litewskiej" (Варш., 1892, стр. 11-20). О подобных женских существах ср. Н. Сумцова, "Boginki-Mamuny" (Варш., 1891), и Вольтера, "Материалы для этногр. латыш. пл." (см.); О Д. в смысле леших ? см. там же.

Э. В.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.