или Дайаки ? племя малайской расы, населяющее остров Борнео и составляющее коренное его население в отличие от собственно малайцев, явившихся здесь позже. Название "даяк" (англ. dyak) дано малайцами (с острова Явы), которые, обладая более высокой культурой и исповедуя ислам, относятся с пренебрежением к язычникам Борнео. Д. распадаются на ряд племен (по некоторым известиям ? до 100) с 20-30 различными языками или наречиями. В общей сложности число их едва ли превышает миллион. Д. красивее малайцев: выше ростом, имеют более светлый цвет кожи, более выдающийся нос и более высокий лоб; волосы у них прямые, длинные, черные, растительность на лице слаба (притом ее выщипывают); зубы подвергаются чернению, подпиливанию или продырявлению (для вставления в них кусочков золота); у некоторых племен существует обычай искусственного деформирования голов младенцев. Весьма распространен обычай татуировки. В горных местностях нередко встречаются зобатые. Жилища Д. устраиваются на сваях, над землей, и в них влезают по столбам с зарубками. Каждая хижина служит для помещения многих семейств, живущих обыкновенно весьма дружно между собою, перед хижиной устраивается обширный крытый помост, на котором работают, разводят огонь и т. д.; собственно хижина, подразделенная на отдельные комнаты по числу семей, служит для сна и для хранения имущества. Молодые люди живут в обширном общем помещении, служащем в то же время гостинницей для приизжих, залой совещаний, рынком и биржей. Здесь же хранятся обыкновенно и засушенные черепа, часто украшенные вставленными в глазницы раковинами и пользующиеся суеверным почитанием. Об обычае охоты за человеческими головами, а также об одежде Д. см. Борнео. Д. не могут быть названы, строго говоря, дикарями. Внутри страны есть, говорят, какие-то полудикие их племена, живущие главным образом охотой и не чуждающиеся, будто бы, даже людоедства; но большая масса Д. живет оседло, имеет собак, свиней и кур, возделывает рис, сахарный тростник, бананы, хлопчатник и табак, готовит себе хорошее железное оружие и хозяйственные орудия, режет искусно из дерева, плетет корзины и циновки, имеет лодки, духовые трубки для метания стрел, выказывает художественный вкус в узорах и изображениях (напр. ? различных зверей на могильных памятниках, домах, лодках и т. д.). В умственном отношении, а особенно в нравственном, Д., по общим отзывам, стоят выше малайцев. Воровство и убийство (с корыстною целью) у них почти неизвестны; они честны, добродушны, приветливы, доверчивы, что и облегчает торговую эксплуатацию их малайцами и китайцами, которые в обмен на продукты их страны (гуттаперчу, кокосы, ротанг, саго и т. д.) доставляют им бумажные ткани, бусы, медные изделия, соль и т. п. О религиозных представлениях Д. известно мало; по некоторым известиям, они почитают бога верхнего света, "Джат", и нижнего, или подземного ? "Саньджан"; кроме того, верят в бесчисленных духов, большею частью злых. Те Д., которые живут по соседству с малайцами, усвоили себе некоторые зачатки ислама, а другие подвергаются через китайцев влиянию буддизма. На острове теперь до 30000 китайцев и около 200000 помесей их с даяками. Умершие хоронятся в выдолбленных древесных стволах, которые ставятся в лесу на высоких подмостках; у некоторых племен существует обычай сжигания трупов. В родственных отношениях и наследовании у Д. замечаются следы материнства. Женившись, даяк переходит в дом тестя и относится с большим уважением к последнему, чем к собственному своему отцу.
Д. А.