(Daniel, 1562?1619) ? английский поэт, историк и драматург, современный Шекспиру. Окончив курс наук в Оксфордском университете, он довершил свое образование путешествием в Италию, откуда вынес основательное знакомство с итальянским языком и поэзией. По возвращении Д. поступил учителем в дом графини Пемброк, сестры сэра Филиппа Сиднея, и давал уроки юному лорду Пемброку, будущему покровителю Шекспира. Он был принят в высшем обществе и занимал несколько придворных должностей. Литературная известность Д. начинается с издания им в 1592 г. сборника сонетов под заглав. "Делия", посвященного графине Пемброк. Сонеты Д. имеют важное значение в истории английского сонета: ими окончательно определилась форма этого рода лирических стихотв. Так как самое раннее упоминание о сонетах Шекспира относится к 1598 году (первое же издание их вышло в свет только в 1609), то естественным образом возникло предположение, впервые высказанное Дрэком, что Д. был образцом для Шекспира и оказал на него сильное влияние. Новейшая критика пришла к заключению, что сходство между сонетами обоих поэтов обясняется отчасти общим источником (сонеты Петрарки и Торквато Тассо), отчасти употреблением одних и тех же традиционных образов и оборотов, свойственных современным им английским поэтам (Сиднею, Ватсону, Спенсеру и др.). В 1595 г. Д. издал длинную и довольно скучную историческую поэму: "The Civil Wars between the Houses of Lancaster and York", в которой подражал Фарсалиде Лукана, за что и получил прозвище английского Лукана. Д. отличался легкостью стиха, изяществом выражения и нравственным духом, но ему недоставало огня, вдохновения и силы чувства. Вот почему наряду с восторженными отзывами современников о Д. слышатся отзывы противоположные. Бен Джонсон, например, не считал его поэтом; Драйтон называл его историком в стихах и утверждал, что его поэтическая манера уместнее в прозе, чем в поэзии. Действительно, задатки историка были в Д., и в последние годы своей жизни он трудился над историей Англии, которую довел до Генриха VI. Как драматург, Д. известен двумя трагедиями: "Клеопатра" (1594) и "Филотас" (1605), в которых он безуспешно пытался возродить ложноклассический тип драмы в духе Сенеки, отодвинутый на задний план деятельностью Mapло и Шекспира. Ввиду того, что в своей трагедии "Филотас" Д. изобразил в симпатичном виде героя, составившего заговор против Александра В., враги его пустили слух, что под именем Филотаса поэт хотел вывести графа Эссекса и, следовательно, сочувствовал вооруженному восстанию последнего против Елизаветы. Для опровержения этих слухов Д. издал в 1605 г. самую трагедию, присоединив к ней свою "Апологию". Кроме трагедий, которые ставились в залах университетских коллегий и не попадали на народную сцену, Д. написал несколько пастушеских драм и масок, которые разыгрывались при дворе придворными дамами в кавалерами. Д. был высокого мнения о своем поэтическом таланте, и в одном из своих стихотворений, жалуясь на равнодушие публики, утешает себя тем, что его будут читать, пока будет существовать англ. яз. Первое полное собрание поэтических произведений Д. вышло еще в начале прошлого стол. (Л. 1718). Несколько лет тому назад Гроссарт в своей "Hush Library" предпринял полное издание как прозаических, так и поэтических произведений Д.; вышли пока первые три тома; к последнему из них приложена прекрасная статья Saintsbury о Д. как драматурге. О Д. см. Ward, "English Dramatic Literature" (Л. 1875); Minto, "Characteristics of English Poets" (Л. 1874); Saintsbury, "Elizabethan Literature" (Л. 1887); обстоятельная биография Д. у Leslie Stephen, "Dictionary of National Biography".
Н. Стороженко.