(Gozzoli, собственно Беноццо-ди-Лезе, Benozzo di Lese) ? итальянский живописец (1424 ? около 1496), ученик Джовани да Фиезоле (Фра-Анджелико). Влияние Фиезоле особенно видно в светлом и ясном колорите и в преобладающей мягкости выражения его композиций. В остальном, однако, он расходится с Фиезоле. После кратковременного пребывания во Франции он отправился в Рим и там помогал Фиезоле в расписывании ватиканской капеллы св. Лаврентия. В Риме же, вероятно, впервые познакомился он с теми величественными архитектурными памятниками, которые впоследствии составляли фон его картин; с другой стороны, римские окрестности дали ему богатый материал для пейзажа. Он первый создал богатые ландшафтные фоны картин с деревьями, виллами, городами, реками и прекрасно возделанными долинами и пр. Он придавал своим пейзажам оживление, изображая в них всякого рода животных. Он обнаруживает также богатое воображение в архитектурных формах, в прекрасно выдержанном тосканском стиле. Часто он оживляет пейзаж и здания разнообразными группами людей и окружает по временам действующие лица толпой зрителей, в числе которых порою находятся портреты его современников. Его головы в большинстве случаев очень выразительны. Из первых трудов Г. остались замечательные фрески в орвиетском соборе. Некоторые его фрески в церквах св. Фортуната и Франческа в Монтефалько носят на себе еще влияние Фиезоле; это по большей части события из жизни св. Франциска Ассизского. Своеобразность Г. в особенности ярко выступает в позднейших живописных работах, в церквах С. - Джеминьяно близ Вольтерры (в числе их особенно замечательны те, которые находятся в церкви св. Агостино) и, по преимуществу, в обширных фресках, которыми он украсил сев. стену пизанского Кампо-Санто (24 картины). Вероятно, над этими фресками он работал вместе с Пиетро да Пуччио. В них изображены события Ветхого Завета от Ноя до посещения Давида царицей Савскою. Большая часть этих изображений довольно хорошо сохранилась и представляет одни из самых замечательных памятников итальянского искусства XV в. Картины Г. на досках редки. Главные из них ? "Прославление св. Фомы Аквитанского" (в Лувре), "Мадонна со святыми" (во Флоренции) и "Чудеса св. Гиацинта" (в Ватикане).
В. Ч.