Значение слова ГОТШАЛЛЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ГОТШАЛЛЬ

(Рудольф v. Gottschall) ? выдающийся немецкий писатель и историк литературы. Род. в 1823 г. Еще будучи студентом, принял живое участие в либеральном движении того времени и издал анонимно "Lieder der Gegenwart" (2 изд., 1842) и "Zensurfluchtlinge" (2 изд., 1843). Проникнутые юношеским одушевлением, они сразу доставили молодому поэту большую популярность. Взяв на себя заведование драматич. частью кенигсбергского театра, Г. нап. для него драмы "Der Blinde von Alcala" и "Lord Byron", имевшие большой успех. Переселившись в 1848 г. в Гамбург, Г. написал трагедию "Hieronymus Snittger" и скоро затем "Ulrich von Hutten" и "Maximilian Robespierre". Они открывают собой целый ряд бурно-революционных драматических и лирических произведений, написанных Г. в течение 1848-1850 г.: драма "Die Marseillaise", трагедии "Lambertine von Mericourt" и "Ferdinand von Schill", "Wiener Immortellen" и "Gedichte". Этот период "бури и натиска" закончился художественным лирико-эпическим стихотворением "Die Gottin, ein hohes Lied vom Weibe" (1853), сюжетом которому послужил эпизод из Великой франц. револ. В "Carlo Zeno" (1854) Г. переходит к спокойному эпосу. Тогда же появилась лучшая его комедия "Pitt und Fox", имевшая громадный успех на всех германских сценах. В то же время Г. напечатал ряд историко-литературных критических работ, из которых особенно выдаются "Die deutsche Nationallitteratur der ersten Halfte des XIX Jahrhunderts" (1855 и позднее) и "Poetik; die Dichtkunst und ihre Formen" (1858 и позднее). Г., придававший "современности" (Modernitat) темы большее значение, чем поэтическим достоинствам, иногда возвращался к тенденциозным поэмам; так, Крымская война вызвала его поэму "Sebastopol" (1856), вступление на престол Наполеона ? исторический этюд "Kaiser Napoleon III". Более объективны его "Neue Gedichte" (1858). Большой успех имела трагедия "Mazeppa" (1859), меньший ? комедии "Die Diplomaten" и "Die Welt des Schwindels". Из дальнейших произведений Г. главные: "Reisebilder aus Italien" (1864); "Maja" (1864), на сюжет из последнего индийского восстания; поэма "Konig Pharao" (1872); трагедии "Der Nabob", "Karl XII", "Katharina Howard"; драмы: "Die Rose vom Kaukasus", "Bernhard von Weimar", "Amy Robsart", "Arabella Stuart"; комедия: "Ein Vater auf Kundigung". Все его "Dramatische Werke" обнимают 12 томов (2 изд., 1888); часть его критических этюдов издана под заглавием: "Portrats und Studien" (т. I и II: "Litterarische Charakterkopfe", 1870; т. III и IV: "Paris unter dem zweiten Kaiserreich", 1871) и "Litterarische Totenklange und Lebensfragen" (1885; этюд о Байроне переведен в "Русской мысли", 1888, 11). Кроме того, Г. издал сборник своих последних стихотворений "Janus" (1873) и "Erzahlende Geschichten" (1876). В новейшее время он обратился к романам: "Im Banne des schwarzen Adlers" (4 изд., 1884); "Welke Blatter", "Das goldene Kalb", "Das Fraulein von St. Amaranthe", "Die Erbschaft des Bluts", "Die Papierprinzessin" (есть русск. перев.), "Verschollene Grossen" и др.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.