? струнный музыкальный инструмент с ручкой (грифом), постоянными ладами и резонансовым ящиком, имеющим плоское дно и вогнутости на боках, верхней и нижней деке инструмента. Г. имеет круглый голосник на верхней деке и кишечные струны, из которых более низкие обмотаны металлическою канителью. Сходство современной Г. с испанской пятихоровой, т. е. десятиструнной, у которой по две струны строятся в унисон с кифарой (cytha r a), дает возможность придти к заключению, что Г. распространилась по Европе из Испании. Некоторые полагают, что кифара была занесена в Испанию маврами. Г. была известна во Франции уже с XI в., под названиями guiterne, guisterne, guihtern и т. д. Название g uitarre, т. е. гитара, является уже после ХIII в. В конце XVIII века Г. была любимым инструментом в Германии. К этому же времени относится изобретение клавишной Г. (Tasten-Guitarre). По словам Штеллина, Г., вместе с мандолиной, была занесена в Россию итальянцами в царствование императрицы Елизаветы Петровны, но в это время не распространилась в русском обществе. В конце 1790 г, известный виртуоз в Вильне, Андрей Осипович Сихра, усовершенствовал Г., прибавив к ней седьмую струну; его же следует считать изобретателем кварт-гитары, которая строится квартой выше семиструнной.
Строй 7-струнной гитары.
Семиструнная Г. Сихры приобрела особенную популярность в России. В начале XIX ст. Сихра издавал в Москве "Journal pour la guitarre à sept cordes"; кроме того, он издал "Экзерсиции" и "Теоретическую и практическую школу для семиструнной гитары", посвященную его ученику В. И. Маркову, автору сочинения "Полная школа для семиструнной гитары, с приложением пьес для вновь усовершенствованной десятиструнной гитары и указанием ее строя" (1812).
Строй 10-струнной гитары.
Еще до появления десятиструнной Г., Ляхов прибавил восьмую и девятую струну к Г. Сихры. Обширное описание Г., со многими рисунками, см. в труде профессора А. С. Фаминцына: "Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа.
М. П.