? жители древнего палестинского города Гаваона. Во время наступательного движения Иисуса Навина, гаваонитяне прислали к нему послов, в запыленной и износившейся одежде, которые заявили израильским старейшинам, что прибыли из отдаленной страны, куда донеслись слухи о великих победах Израиля, и просили о заключении с ними союза. Израильтяне заключили с ними мирный договор, скрепленный взаимною клятвою. Только тогда обнаружилось, что послы пришли на самом деле из находившегося неподалеку города Гаваона. Договор, хотя и достигнутый хитростью, считался священным: жители Гаваона были пощажены, но в наказание за обман обращены были в рабов для исполнения религиозных обязанностей в скинии (Иис. Нав. IX гл.). В этом служебном положении Г. встречаются в библейской истории и в позднейшее время. Саул, во время припадка бешенства, подверг многих Г. избиению, за которое уцелевшие члены племени, при Давиде, жестоко отомстили потомству Саула. В последующее время о Г. уже не говорится, как об особом племени. В книге Неемии, между прочим, упоминаются гаваонитяне, помогавшие при восстановлении стен Иерусалима (Неем. III, 7); но полагают, не без вероятности, что здесь разумеются уже не древние гаваонитяне из племени евреев, а просто израильтяне, бывшие родом из Гаваона.
А. Л.