Значение ВЫМОРОЧНОЕ ИМУЩЕСТВО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ВЫМОРОЧНОЕ ИМУЩЕСТВО

(Bona vacantia, erblose Guter) ? имущество, которое осталось после умершего лица и на которое никто не заявляет или не может заявить притязаний ни по завещанию, ни по праву наследования по закону. Имущества лиц, умерших без завещания, становятся В. труднее или легче в зависимости от того, в какой мере ограничен законодательством круг родственников, призываемых к наследованию по закону. В современном обществе трудно найти оправдание для неограниченного призыва боковых родственников к наследованию. Предположение, что умерший мог желать оставить свое имущество такому дальнему родственнику, который часто впервые узнает о самом существовании умершего только по случаю открывшегося наследства, очевидно, натянуто; с другой стороны, в современном обществе имущества пpиобретаются индивидуальными усилиями, а не коллективным трудом родичей, и семейные имущества почти исчезли из развитого гражданского оборота. Так как по современным законодательствам В. имущества получают более или менее общеполезное назначение, то ограничение круга призываемых родственников соответствует интересам общества, как целого. Однако в современных законодательствах этот круг еще обширен; так, у нас он определяется целым родом, без ограничения степенями родства, во французском праве ограничивается только 12-ю степенью родства, в австрийском ? шестою линиею (от третьего прадеда) и т. д. Оставшись бесхозяйным, В. имущество поступает в собственность государства, в лице его казны, или же становится достоянием какого-либо общественного союза или благотворительного учреждения (общины, города, церкви, сословия, больницы, вспомогательной кассы и т. п.). В истории русского законодательства право казны на В. и. вполне утвердилось только к концу XVII в. В XVI и XVII вв. преимущество пред казною имела церковь, которая выводила свое право из предположения, что умерший бездетно и без завещания желал, чтобы имущество его поступило в монастырь на вечное поминовение о его душе. Боковые родственники и даже казна получали имущество умершего (выслуженные и родовые вотчины) не иначе, как выкупив его у церкви. Но из указа 1698 г. видно, что право казны на В. имущество уже не подлежит сомнению. В течение XVIII века это правило неоднократно подтверждалось, и вместе с тем как в прошлом, так и особенно в текущем столетии вырабатывались исключения в пользу учреждений и корпораций. По современному законодательству, имущество признается В., если в течение десяти лет со дня третьей публикации в Сенатских объявлениях о вызове наследников никто не заявит своих прав на наследование. Родовые имущества признаются В., когда нет наследников из того рода (отца или матери), откуда дошло к умершему имение; благоприобретенные же становятся В., когда нет наследников из рода отца, ни единоутробных братьев или сестер, ни потомства от них. В случае неявки наследников в полугодовой срок со дня последней публикации имение поступает в опекунское управление. Учреждение опеки является предварительною мерою в интересах казны; но этим нимало не стесняется право наследников, которые явились бы в течение десятилетнего срока. Истечение этого срока само собою превращает В. имущество в собственность казны; ей не нужно обращаться к суду для признания ее прав или выражать каким-либо внешним актом желaниe приобрести наследство, как это обязательно для обыкновенных наследников (т. е. момент открытия выморочности составляет и момент приобретения наследства). В отличие от других наследников, казна ответствует за давно умершего только в пределах В. имущества. Из общего правила, что В. имущества обращаются в государственную казну, установлен ряд изъятий. В. недвижимые имущества в пределах городских земель поступают в собственность городов; но и право городов уступает праву университетов и других учебных заведений министерства народного просвещения и ведомства Императрицы Марии, так как этим учреждениям принадлежит право на В. имущества, недвижимые и движимые, оставшиеся после лиц, служивших в них, или даже (учреждениям Императрицы Марии) после воспитанников их. Оживление исключительно-сословных притязаний дворянства в 1880-х гг. привело к изданию в 1883 году закона, по которому В. имущества после потомственных дворян обращаются в собственность дворянского общества; недвижимые ? в собственность общества той губернии, в черте которой они находятся, движимые ? общества, в родословную книгу которого записан умерший. Церковь, говоря вообще, не имеет у нас прав на В. имущество; но движимые В. имущества, оставшиеся по смерти духовных властей, обращаются в духовное ведомство; деньги после убитых или умерших в полку нижних чинов донского казачьего войска поступают в пользу приходской церкви станицы умершего; приданые деньги монахинь римско-католических монастырей поступают в пользу этих монастырей. В. имущество после сельских обывателей поступают в собственность сельского общества, к которому принадлежал умерший. Кроме того, право на В. имущество имеют также отдельные специальные кассы; так, эмеритальная касса морского ведомства имеет право на В. имущество лиц, служивших в этом ведомстве; такое же право принадлежит войсковым кассам казачьих войск и друг. Суммы, накопившиеся по частным взысканиям в разных судебных и присутственных местах, за получением которых не явится никто в течение 10 лет (в этом случае, как и вообще во всех случаях безвестного отcyтствия владельца, выморочность строится на предположении), поступают в комитет призрения заслуженных гражданских чиновников. По русскому обычному праву выморочность наступает крайне редко: за отсутствием родственников имущество отдается лицу, которое всего ближе стояло к умершему. В. имущества, превращенные путем публичной продажи в деньги, обращаются в мирской капитал, а иногда целиком или частью в пользу церкви. В губерниях Царства Польского В. имущества, без каких бы то ни было изъятий, поступают в пользу государства. Изъятий из этого правила не знает и финляндское уложениe. В Прибалтийских губерниях с казною конкурируют университет, города ? после обывателей без различия сословий, церковь ? после священнослужителей.

М. Брун.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.