Значение слова ВОУВЕРМАН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ВОУВЕРМАН

(Wouwerman) ? ceмейcтво голландских живописцев, из которых наиболее известны:

1) Филипп В . (1619?1668), ученик своего отца, Паулуса В., Питера ван Лара и, может быть, Яна Винантса, изображал преимущественно военные сцены, игры, охоты, кавалькады. По роду его любимых сюжетов лошади играют важную роль в его картинах и в особенности, по требованиям колорита, белая лошадь. В. превосходно изображал этих животных, почти всегда в небольших размерах; фигуры охотников, воинов, знатных дам и разнообразные костюмы в картинах В. также занимают первое место по значению и исполнению. Пейзаж часто имеет столь же важное значение, как и фигуры, и написан всегда прекрасно, с выработкой первых планов, с мастерской воздушной перспективой и колоритно. В. оказался в этом отношении достойным Винантса (Вейнантса), которого считают его учителем. Картины В. переносят зрителя в жизнь и обычаи голландцев XVII столетия, но, рассматриваемые в совокупности, представляют мало разнообразия. Причиной тому чрезвычайно большое число написанных им картин (до 800), посвященных почти исключительно тесной области военных сцен, охот и прогулок. Необыкновенная законченность его произведений, исполненных им в продолжение не более 20 лет, указывает на легкость и быстроту его техники. Однако в его деятельности замечаются неизбежные периоды, и лучшие его произведения относятся к среднему. Вначале, когда В. искал дорогу к своему призванию, он писал даже на библейские сюжеты, с которыми, впрочем, скоро расстался. Затем он писал пастбища, морские виды и начал группировать фигуры в пейзаже, но еще не с тем искусством, какого достиг впоследствии. Колорит картин В. отличается большой гармоничностью в целом: тона пейзажа находятся в соответствии с тонами фигур и других предметов, причем не видно стремления к резким и натянутым противоположениям тонов. Картины В. довольно хорошо сохранились до нашего времени. Во всех значительных картинных галереях можно видеть картины В.: в Лувре и в Амстердамском музее их по 13, в дрезденской галерее 61, в Мюнхенской пинакотеке 19, в Берлинской галерее 6, в Эрмитаже 53, из которых главнейшие ? "Скачка под кошкой", "Проезжие на привале", "Битва польской конницы с турецкой", "Охота на оленей", "Соколиная охота".

Ф. П.

2) Питер В . (1623?1682) ? ученик своего отца, Паулуса , и своего брата, вышеупомянутого Филиппа В., писал картины такого же содержания, как и этот последний, но уступал ему в отношении как жизненности и характерности фигур, так и блеска красок. Картины его встречаются довольно часто, причем нередко выдаются за произведения Филиппа В. В Эрмитаже их 6.

3) Ян В . (1629?1666), брат предыдущих, ученик Филиппа В., писал виды голландских дюн, напоминающие Я. Вейнантса, и пейзажи с лунным освещением вроде А. Ван-дер-Нэра. Картины этого художника вообще немногочисленны: их можно видеть в некоторых частных и публичных галереях. Эрмитаж владеет тремя его пейзажами.

А. Сомов.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.