По определению известного нашего военного писателя генерала Леера, В. дух есть общий итог всех тех нравственных качеств, которые требуются войною (храбрости, находчивости, дисциплины, доведенной до высокого сознания чувства долга, доверия к себе, соседу, начальнику, короче ? взаимного доверия, являющегося ключевым камнем в деле воспитания войск). Не следует смешивать, говорит далее генерал Леер, В. дух с воинственным духом. Первый создает благоустроенные армии, второй ? воинственные народы; один ? добродетель, приобретенная путем продолжительного воспитания, другой ? качество врожденное. В. дух коренится в нравах, а воинственный ? это лишь жар в крови. Помимо В. духа армии (результата ее военного воспитания), на войне приходится считаться еще с другим видом нравственной силы ? с народным духом армии. Выходя из известного общества (народа), армия уже приносит с собою известный запас нравственных качеств, добродетелей и пороков, выработанных в обществе (народе) всею пережитою им историческою жизнью. Сумма этих нравственных качеств и называется народным духом армии. Если с точки военного духа замечается неизбежная разница между различными армиями (одна обладает строго дисциплинированною храбростью, не оставляющею ее даже в минуты тяжких испытаний; другая способна кстати и некстати рваться вперед, а при неудачах подвергаться паникам), то тем большая разница должна существовать между ними с точки их народного духа. В силу этой разницы две разные армии и должны быть рассматриваемы как два индивидуума, требующие как различного устройства, так, особенно, и совершенно различного ведения. В народном духе армии заключается тот громадный капитал нравственной силы (часто не замечаемый людьми обыкновенными, полагающими, что все пригодное для одной армии годится и для другой), которым так искусно умеют пользоваться великие полководцы, если они в то же время и великие психологи.
Значение ВОЕННЫЙ ДУХ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое ВОЕННЫЙ ДУХ
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012