(Viret, 1511-1571) ? деятель Реформации, сотрудник и друг Кальвина, род. в ваадтском городке Орбе, в семье суконщика. Готовясь к духовному званию, В. поступил в Парижский университет, но рано порвал с католической церковью. Проповедь нового учения В. начинает в 1531 г. в родном городе; в 1534 г. он приезжает в Женеву, потом работает под покровительством и по поручению Берна в Невшателе и Лозанне. С 1536 г. Лозанна (в то время зависимая от Берна) становится центром деятельности В., продолжающейся с перерывами до 1559 г. Он читает лекции богословия в академии, отзывается в ряде трактатов апологетического и полемического характера на вопросы дня, излагает в популярной форме протестантскую догму. Церковные учреждения, введенные В. в Лозанне, вполне отвечали духу кальвиновой системы. Вследствие этого у него возникли, особенно по вопросу об отлучении, столкновения с бернским правительством, проводившим начало верховенства светской власти в делах церкви. В. должен был оставить Лозанну и переселиться в Женеву, где был принят с большим почетом. В 1561 г., в момент оживления надежд протестантской партии во Франции, В. был приглашен в Ним. В следующем году, когда в силу январского эдикта протестанты должны были возвратить занятые ими церкви, В. вопреки настроению большинства настаивал на повиновении и вообще действовал в примирительном духе. В 1566 г. В. отправился по приглашению королевы наваррской, матери Генриха IV, в основанную ею протестантскую академию в Ортез (Orthezе в Беарне) и работал там до самой смерти в 1571 г. Как писатель, В. обладал даром популяризации и некоторым сатирическим талантом. Своею главной целью он всегда ставил обучение народа. Его главное сочинение "Instruction chr e tienne en la doctrine de la loy et de l'Evangile" (Женева, 1564) заключает свод трактатов, написанных в разное время; с толкованием 10 заповедей связывается система морали и политики; есть и защита христианства против атеизма и рационалистического богословия. Из друг. соч. В. замечательны: "M etamorphose chre tienne" и "Disputations chr e tiennes". К области сатиры принадлежат: "Le Monde à l'empire", "La Physique papale", "Le Monde demoniacle". Большая часть сочинений В. написана в форме диалогов. Они не удержались в ряду классических сочинений эпохи Реформации и в настоящее время представляют большую редкость. О деятельности и учении В. см. Jaquemot, "Viret, r e formateur de Lausanne" (Страсб., 1836); Chenevi ère, "Farel, Froment, V iret" (Женева, 1835); Schmidt в "Leben d. V a ter d. reform. Kirche" (т. IX, Эльберфельд, 1860); Sayons, "Etudes sur les ecrivains franç ais de la reformation" (т. I. Париж и Женева, 1841).
Р. Виппер.