? церковный писатель V века, автор весьма известного богословского трактата по вопросу о сущности и развитии православно-догматического учения. О жизни его известно весьма мало. Родом он был из Галлии, был монахом в Лиринском монастыре (на острове против Канн), от которого и получил свое прозвание (Vincentius Lirinensis); умер приблизительно в 450 году. Полное заглавие трактата, изданного В. под псевдонимом Перегрина: "Commonitorium primum, seu tractatus Peregrini p r o catholicae fidei antiquitate et universitate adversus profanas omnium haereticorum novitates". Оно написано было через три года после Эфесского вселенского собора, след. в 434 году, и имело своей целью, как видно из самого заглавия, установить и доказать неизменную древность и всеобщность православной веры. Автор доказывает, что неизменность догматов вполне совместима с их развитием как с постепенным раскрытием для сознания уже данных в откровении истин. В виде критерия В. выставляет для определения истинного предания знаменитое положение, что "во Вселенской церкви нужно держаться того, во что верили повсюду , во что верили всегда , во что верили все" (Quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est). Этот критерий доселе признается православным богословием как единственно точный и достаточный. Трактат Викентия помещен у Миня, том 50. Полный русский перевод его, хотя и не вполне удовлетворительный, издан в Казани, в 1863 г. Изложение важнейших частей его сделано проф. И. Чельцовым в приложении к его сочинению "Древние формы символов" (СПб., 1869), где определяется также и догматическое значение этого трактата.
А. Л.