(от лат. videre ? видеть) ? обозрение лицами, власть имеющими, деятельности порученных их наблюдению лиц и учреждений. Это средство надзора получило особенное развитие в среде христианской церкви. Уже св. апостолы частью лично, частью через других, собирали сведения о состоянии основанных ими христианских общин. Затем в древней церкви это средство надзора практиковалось епископами лично или через особых должностных лиц ? периодевтов (??????????), которые должны были обходить , т. е. лично обозревать подведомственные епископу сельские общины. На Западе периодически правильная В. епископом и его архидиаконом приходских церквей, находящихся в пределах епархии, привела к возникновению так называемых синодальных судов (judicia synodalia, Sendgerichte) и синодальных свидетелей (Testes synodales). Свидетели эти под присягой давали обещание доводить до сведения епископа все преступления, совершившиеся в пределах прихода, как скоро епископ или позднее его архидиакон лично посетит данный приход и соберет всех прихожан. К концу Средних веков институт синодальных судов вместе со свидетелями прекратил свое существование; визитации же производились не самими епископами, а их архидиаконами. Тридентский собор обязал епископов лично визитировать всю епархию раз в год или по крайней мере в два года, а в случае надобности и чаще, и только при невозможности личного обозрения разрешил назначать особого визитатора. Кроме того, в католических странах деканы обозревают свои деканаты раз в год; архиепископы или митрополиты могут визитировать епархии подчиненных им епископов лишь с одобрения провинциального собора и после предварительной В. своей собственной епархии. В римско-католической церкви, существующей в пределах Российской империи, право В. осуществляется епархиальным епископом или уполномоченными им лицами; для непосредственного заведования всеми монастырями в епархии при нем состоит особый визитатор монастырей, избираемый епископом и утверждаемый министром внутренних дел. Общие визитационные описи должны быть представляемы по истечении каждых пяти лет, а о монастыре ? еще при каждой перемене его настоятеля; после ежегодных осмотров делаются донесения только о переменах, последовавших в последней описи [В монастырских и церковных архивах Северо- и Юго-Западного края подобные описания хранятся за целые столетия, что представляет весьма ценный исторический материал. Ср., напр., "Литовские епархиальные ведомости" 1869 г., ¦¦ 10 и 17.]. ? В евангелической церкви В. в большом употреблении еще со времен Лютера. По его почину в 1527?1529 гг. произведена была в Саксонии знаменитая генеральная церковная В., по поводу которой Меланхтон составил "Visitationsbu chlein oder Unterricht der Visitationen an die Pfarrherrn im Kurfurstentum Sachsen". С р. Burkhardt, "Geschichte der deutschen Kirchen- und Schulvisitation im Zeitalter der Reformation" (Лейпц., 1879). В настоящее время в евангелических странах регулярная визитация церквей производится в определенные сроки суперинтендантами и деканами. Церкви самих суперинтендантов обозреваются генерал-суперинтендантами, где существует этот институт. Евангелические приходы, существующие в пределах России, обозреваются пробстами, по крайней мере один раз в три года. Устав иностранных исповеданий (Св. Зак., т. XI, ч. I) дает пробстам подробные инструкции, рекомендуя обращать при В. особое внимание на школьное дело и на отношения проповедников к прихожанам. Генерал-суперинтенданты и суперинтенданты обязаны производить В. по крайней мере однажды в шесть лет. Наряду с регулярными В. Устав допускает и неожиданные. ? В древнерусской церкви В. епархии производилась епископами или лично, или через уполномоченных лиц. Объезжая епархию, епископ производил суд, за который взимались судные пошлины. Так, о владыке новгородском известно, что он, приезжая во Псков, проживал месяц на содержании города, творил в нем суд, брал "подъезд" с духовенства, а с мирян ? судные пени. "Подъезд" (или "заезд", "въезд"), судя по памятникам, взимался ежегодно, как постоянный налог. По Духовному Регламенту 1721 г. каждый епископ должен посетить свою епархию раз в год или по крайней мере в два года, причем установлен целый ряд правил, которые в общем направлены к тому, чтобы посещения архиерея с его свитой были по возможности необременительны для духовенства и для народа; правила эти не всегда удобоисполнимы и на практике не применяются. Визитация церквей производится у нас дважды в год и возлагается на благочинных (см. это сл.).
Значение слова ВИЗИТАЦИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое ВИЗИТАЦИЯ
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012