Старое и Новое ? исторические урочища в Москве; первое в Белом городе, а второе за Земляным городом. Известны по историческим актам и преданиям: одно с XV века, а другое с XVII. Местоположение Старого В. Новгородская летопись (I, стр. 53) под 1508 г. определяет на "Козьей Бороде" или "Козьем Болоте" (по предположению Снегирева), что в Земляном городе Москвы. В XV веке оно было великокняжеским подклетным селом, принадлежавшим матери великого княя Василия Васильевича Темного, Софии Витовтовне, которая перед смертью завещала его внуку своему Юрию Васильевичу Меньшому; от него оно перешло к великому князю Иоанну III, и так продолжало переходить от одного князя к другому до тех пор, пока не вошло окончательно в состав владений московского государя. Еще в 1508 г. на Старом В. был построен храм Благовещения Божией Матери, с пределом св. Николая, по имени которого именуется он и доныне; в 1514 г. он был возобновлен фряжским зодчим; в 1719 г., совершенно обветшавший, он был вновь отстроен с новыми приделами преподобного Сергия и Сорока Мучеников. В Ваганьково находится еще великокняжеский загородный двор, имевший значение увеселительного, потешного двора, каких на Москве в старину было несколько. Исстари происходили в В. народные игрища, от которых оно, как предполагают, и получило свое наименование ("ваганить" на вологодском и других областных наречиях значит "играть", "потешаться"). Из игрищ, вероятно, по преимуществу происходили кулачные бои, которые были запрещены здесь патриархом Филаретом, под страхом кнута. Во второй половине XVII в., вследствие значительного скопления населения в Старом В., часть населения его переселилась на новое место за Земляным городом, которое с тех пор стало называться "Новым Ваганьковым". Из построек на нем в актах прошлого века упоминается о церкви святителя Николая, с приделом св. Димитрия Ростовского.
В. Р.