(Морис Bouchor) ? современный французский поэт; род. 16 ноября 1855 г.; 19-ти лет издал первый сборник стихов "Chansons joyeuses" (1874 г.), затем: "Po è mes de l'Amour et de la Mer" (1876), "Le Faust Moderne" (1878), "Contes Parisiennes" (1880), "L'Aurore" (1883); "Les Symboles" (1888), "Dieu le veut" (драма, 1888). Из других его драматических произведений, разбросанных по литературным сборникам, наиболее известно либретто оперетты "Miss Helliet".
Б. не примыкает ни к одному из резко определенных направлений новой французской поэзии. Его философия ? школы Ламартина и де-Виньи; по романтичности образов ? он ученик В. Гюго. Общий характер поэзии Б. ? искренность, непосредственность, любовь к природе и отсутствие тщательной отделки стиха. Произведения его не проникнуты одной общей идеей; следуя одно за другим, они представляют последовательный ход развития философской мысли поэта. В первых сборниках: "Chansons Joyeuses" и "Po è mes de l'Amour" отражается упоение бытием, жажда жизни, страсти молодости; поверхностный материализм этого периода смягчается страстной любовью автора к природе; он подчиняет любви к бессмертной стихии, к вечно прекрасному морю земную любовь к женщине; отдельные пьесы сборника достигают большой красоты в описаниях и очень выдержаны по настроению. "Le Faust Moderne" ? вторая стадии в эволюции поэзии Б., переход к философскому пониманию жизни и судеб человечества. Одиночество человека среди природы, его беспомощность против стихий возбуждают в поэте веру в слепой рок, тяготеющий над людьми. Отсюда полное отрицание разумного Божества и апофеоз материи, в общем ? учение Лукреция, облеченное в форму, заимствованную у Марло. План поэмы страдает двойственностью: Фауст обставлен, с одной стороны, средневековыми атрибутами, вокруг него совершаются чудеса; с другой же стороны, чудеса эти происходят в среде, не верящей в них, так как Фауст и его окружающие ? вполне современные люди, стоящие на высоте современной науки. Вторая часть ("Spleen") гораздо лучше, особенно пьеса "Tour de Babel". Б. заканчивает примирительной нотой, его успокаивает красота мироздания и внутреннее сознание, что под случайными страданиями людей таится великий закон порядка и гармонии. Конфликт идей, выразившийся в "Фаусте", переходя затем в конфликт чувств, вызвал "l'Aurore". В последнем сборнике, наконец, ? "Les Symboles" ? поэт хочет выразить свое преклонение перед таинственным высшим существом, употребляя для этого прекрасные слова, вырвавшиеся, очевидно, из глубоко потрясенной души. Собрание сочинений Б. издано Шарпантье.
З. В.