(Эдм Bouchardon) ? французский скульптор (1698?1762). Он был учеником Вильгельма Кусту (Coustou); в 1722 г. получил римскую премию и вскоре приобрел такую известность, что герцог д'Антен вызвал его из Рима в Париж, где устроил ему мастерскую в Лувре. Уже в первых своих произведениях Б. проявил стремление освободиться от манерности, которой страдала скульптура его времени, и возвратиться к античной простоте. С 1737 г. Б. выставлял свои произведения в "салоне" академии живописи и обращал на себя особенное внимание своими бюстами, мифологическими группами и барельефами, из которых замечателен "Св. Карл Борромео, молящийся о прекращении заразы в Милане", а также рисунками, как, например, "Празднество Палеса", "Луперкалии", "Сбор винограда в афинской деревне" и др., анакреонтического содержания. В 1740 году Бушардон выставил гипсовую модель фонтана для улицы Гренель, исполнение которой, по заказу города Парижа, доставило ему большую известность. Но оно вызвало много зависти и неудовольствия со стороны архитекторов, без которых Б. сумел обойтись при постройке, представители же города в знак своей благодарности назначили ему пожизненную пенсию в 1500 ливров. В 1745 г. Б. был принят в академию живописи, за мраморную статую, изображающую "Христа, несущего крест", находящуюся ныне в Луврском музее вместе с "Амуром, делающим себе лук из палицы Геркулеса". Из последующих его произведений назовем мавзолей кардинала Флёри и статуи Христа, Богородицы и 8 апостолов, украшающие хоры церкви Сен-Сюльпис. Простота, к которой стремился Б. в своих произведениях, соединяется у него с грацией чисто французского характера. В минуты досуга Б., оставляя в стороне строгую античность, развлекался изображением реальной, современной ему жизни; его " Etudes prises dans le Bas Peuple ou les Cris de Paris", хранящиеся в Лувре, представляют собой чрезвычайно яркое изображение парижской улицы в XVIII столетии.
Ср. Mariette, "Abecedario"; Caylus, "Vie d'Edme В." (1762).