? замечательнейшее в свете собрание книг, рукописей, монет, произведений древнего искусства и др. редкостей. Возникновением и быстрым ростом своим обязан главным образом щедрости частных лиц. Происхождение сокровищ его связано прежде всего с именем Роберта Коттона, внук которого в 1700 г. подарил стране "на общее пользование" библиотеку и коллекцию монет, медалей и других редкостей, собранную его дедом; парламентским актом управление этими коллекциями поручено было особым попечителям (tru s tees), причем с 1730 г. они помещены были в Ashburnham-House (Westminster). Следующее имя, с которым связана история Б. музея, ? имя Ганса Слона: в 1702 году богатый лондонский судохозяин Куртон завещал свои драгоценные коллекции (минералогическую, ботаническую, картинную, гравюрную и скульптурную) Слону, лейб-медику короля и второму (после Ньютона) президенту Royal Society, который и сам был обладателем богатого музея. Последний, соединив все эти коллекции со своим музеем, поместил их в принадлежащем ему замке Чельси. В завещании своем (+ 1753 г.) он укрепил за своими согражданами право вечного пользования его замком и музеем, под условием уплаты наследникам его 20000 ф. ст. Как раз в то же время герцогиня Портлендская, последняя владетельница рукописей Роберта Гарлея, предложила парламенту купить их за 10000 ф. ст. Парламент актом 1753 г. постановил приобрести музей Слона, рукописи Гарлея и, соединив их с упомянутой уже библиотекой Коттона в одно целое, открыть к ним доступ публике. Этим положено было основание Б. музею. За недостатком средств оказалось необходимым прибегнуть к лотерее, которая и дала 100000 ф. ст. Помещение в замке Чельси оказалось недостаточным, вследствие чего и приобретено было в Great-Russel-Street громадное здание Montagu-House , окруженное парком в 7 акров (покупка стоила 10000 ф. ст., переделка 12000 ф. ст.). В 1759 г. Музей был открыт. Парламентским актом 1853 г., положившим основание Музею, управление им поручалось 41 попечителю; 6 из них должны были быть представителями семейств Коттона, Слона и Гарлея (family-trustees), 20 должны были быть замещены известными должностными лицами (к ним принадлежали архиепископ кентерберийский, лорд-канцлер, спикер палаты общин и другие); эти-то 26 человек избирали затем 15 остальных членов из известных ученых и лиц, содействие которых так или иначе могло быть полезным для Музея. Директор учреждения назначался правительством и назывался principal librarian, так как библиотека (library) была важнейшей частью учреждения с самого его основания; у него были три помощника (keepers): для печатных книг, для рукописей и для естественно-исторических коллекций, к которым позже присоединены были древности. По уставу 1759 г. Музей должен был быть открыт для публики ежедневно, за исключением субботы и воскресенья; но публичным, в обширном смысле этого слова, он сделался только в начале следующего столетия, так как до этого времени для получения входного билета приходилось очень долго ждать очереди. Бюджет Музея был в первое время очень невелик; чиновники получали ничтожное содержание и относились к делу очень небрежно; коллекции не умножались и находились в беспорядке. Только в начале текущего столетия, по вступлении в должность 4-го директора Музея, сэра Иосифа Планта (1799?1827), Музей начал быстро развиваться. 4 отделения его (печатные книги, рукописи, древности, естественно-исторические коллекции) были приведены в порядок и открыты 3 раза в неделю в течение 40 недель в году. Интерес публики к учреждению быстро возрастал: так, в 1807 г. выставки Музея осматривали 1 3000 чел., в 1827 г. ? 80000; читателей было в 1800 г. ? 200, в 1825 г. ? 22000. В 1812 г. парламент вотировал добавочный кредит по 1000 ф. стерл. на 4 года для пополнения важнейших пробелов. Кредит этот сделался вскоре постоянным и стал в то же время быстро увеличиваться. Еще при жизни Планта решена была перестройка Montagu-House, которая закончена была только в 1852 г., и производилась по планам архитекторов, братьев Роберта и Сиднея Смирке . В это-то время воздвигнут был и знаменитый, лучший в мире читальный зал Б. Музея: круглая, с куполом, зала (43 метра в диаметре и 32 метра вышиной), в которой легко могут работать 300 чел.; места для читателей расходятся радиусами, в центре же устроено возвышение для дежурных чиновников. Постройка зала стоила более 15 0 000 ф. стерл. (подробности о нем см. в книге Собольщикова : "Обзор больших библиотек Европы" (СПб., 1859 г.). Быстрым последующим развитием своим Музей обязан исключительно двум непосредственным преемникам Планта ? Henry Эллису (до 1856) и Антонио Паницци (до 1866 г., см.), в особенности же последнему, который поставил себе целью жизни поставить Б. музей выше парижской Национальной библиотеки (его доклады попечителям представляют замечательные проекты систематизации покупок книг и ряд остроумных соображений по вопросу о составлении каталогов печатных книг). Особенно важны были для развития Музея ревизии, которые парламент через нескольких своих членов производил почти каждые десять лет. Результаты парламентских ревизий (1835, 49, 50, 60, 75 и т. д.) изложены в громадных томах, составляющих часть Parliamentary Papers; каждая из них влекла за собой какую-либо реформу в организации управления Музея или же расширение его бюджета. В особенности замечательны в этом отношении ревизии 1849?50 гг., после которых преобразован был совет попечителей. Он должен был состоять отныне из 50-ти членов: 25 мест в совете принадлежат по-прежнему известным должностным высокопоставленным лицам, 9 ? представителям семейств, оказавших особые услуги Музею своими пожертвованиями; остальные 15 членов избираются пожизненно, и 1 назначается правительством. Эти 50 членов собираются каждые две недели во время парламентских сессий и один раз в месяц во время вакаций. С 1850 же года, на основании заключения ревизионной комиссии, эти 50 членов стали выбирать из своей среды постоянный комитет (standing-committee), который, состоя из 18 членов, должен вести текущие дела; директор Музея исполняет обязанности секретаря комитета. Вторая крупная реформа произошла в 1876, когда Б. музей разделен был на 1 2 следующих отделов, и каждый под управлением особого хранителя: 1) печатные книги, 2) рукописи, 3) древности восточные, 4) древности средневековые и этнография, 5) древности греческие и римские, 6) монеты и медали, 7) карты и топографические рисунки, 8) эстампы, 9) ботаника, 10) зоология, 11) палеонтология, 12) минералогия. Этот чересчур смешанный характер коллекций Музея, который, как говорили, грозил превратить его в базар, изменился коренным образом, когда в 1881 г. 4 последние отдела его перенесены были в знаменитый, воздвигнутый между 1873?80 г. Кенсингтонский естественно-исторический музей. В настоящее время Б. музей имеет громадный штат служащих (число их превышает 300): в каждом отдел., кроме главного хранителя (Keepers Departments) имеется несколько помощников (assistant keepers) и прикомандированных (assistants), которые опять-таки подразделяются на старших и младших. Бюджет Музея в 1873 г. был определен в 100000 ф. стерл., потом он еще увеличивался до 1883 г., но затем был уменьшен в видах экономии. Бюджет этот распределяется следующим образом: на жалованье служащим 55000 ф. стерл. (из них Principal Librarian получает 1200 ф.). Интерес публики к учреждению продолжает быстро возрастать. Число читателей, которых в 1881 г. было 123000, в 1887 г. возросло до 180000, число ежедневно требуемых книг равнялось в 1887 г. 1200. К занятиям в читальном зале и рукописном отделении допускаются лишь лица, имеющие специальное разрешение директора Музея, для получения же такого разрешения необходима рекомендация более или менее известного лица или ручательство какого-нибудь домовладельца; вторым принципом является запрещение выдавать книги на дом. Число посетителей Музея в год доходит до 800000. Музей открыт по понедельникам, средам и пятницам с 10 ч. утра до 4, 5 и 6 ч. вечера (смотря по времени года). Читальный зал открыт ежедневно (кроме праздников) до 7 часов вечера. С 1881 г. в нем введено электрическое освещение. Первую неделю месяцев февраля, мая и октября Музей закрыт совершенно.
Рассмотрим сначала библиотеку печатных книг и рукописное отделение, а затем скажем несколько слов и о других коллекциях Музея.
I. Библиотека Британского музея считается, после парижской Национальной, самой богатой в мире, но по порядку и по совершенству каталогов может быть поставлена на первое место. И тем, и другим она обязана главным образом упомянутому уже Паницци, который первый обратил внимание на то, чтобы соблюдалось давнишнее парламентское постановление, предписывающее безвозмездную доставку библиотеке каждой книги, выходящей в Великобритании.
В общем библиотека имеет в настоящее время почти 2000000 т., в числе которых имеются лучшие, чем где бы то ни было в мире, коллекции; так, литература Сев.-Американских Штатов представлена в библиотеке лучше, чем в самом Нью-Йорке; замечательны коллекции книг на еврейском (12000 т.), китайском (27000 т.) и различных восточных языках (13000); довольно богато собрание сочинений, написанных на славянских наречиях (10000). Едва ли не самое замечательное в библиотеке ? это ее каталоги. Каталог, расположенный по именам авторов и занимающий 2000 томов, устроен так, что печатное заглавие вновь поступившей книги может быть вставлено на подлежащее место. Затем, в 1882 г. приступлено было к составлению алфавитного каталога заглавий; в каталог этот (см. подробнее слово Каталогизация ) внесено было уже около миллиона заглавий, когда составление его было приостановлено ввиду возбужденных сомнений в возможности довести это предприятие до конца. Некоторые слова этого каталога напечатаны отдельными оттисками и являются, таким образом, прекрасными специальными библиографиями. Кроме того, отдельно напечатаны каталоги периодических (6 частей и указат.) и академических изданий (5 ч. и указ.). Далее отметим: "List of books of reference in the reading-room of the Bri t ish-Museum" (1871), "List of bibliographies, classified catalogues and indexes in the reading-room of the British-Museum" (1881) ? каталоги справочных книг и библиографических изданий, которые, в количестве 20000 томов, находятся в читальном зале библиотеки и предоставлены в распоряжение читателей. В 1867 г. вышел каталог еврейских книг, за ним последовали в 1876 г. каталог книг на санскритском, в 1877 г. на китайском, и в 1886 ? на бенгальском языках.
II. Рукописное отделение составилось из целого ряда коллекций, купленных у разных частных лиц или завещанных этими последними. При этом некоторые коллекции сохранены в том виде, в котором они поступали в библиотеку, остальные же рукописи (сюда вошли, между прочим, такие коллекции, которые по незначительности своей не заслуживают быть выделенными особо) соединены в одно целое. Все рукописи каталогизированы, причем мы имеем каталоги двух родов: инвентарные каталоги коллекций и других рукописей и специальные описи рукописей известного рода, выделенных из коллекций рукописного отделения (о каталогах этих см. статью Meyer'a в "Revue critique", 22 сент. 1884). Из вошедших в состав рукописного отделения коллекций особенно замечательны: 1) Рукописи Слона, числом 4100. 2) Рукописи Коттона, числом 900, относятся все к истории Англии и составляют во многих отношениях как бы дополнение рукописей Record office. 3) Рукописи Гарлея, числом 7539; для грамот и документов, находящихся в коллекции Гарлея (числом 14236), имеется особый литографированный инвентарь. Для истории образования библиотеки Harley'a важен, сохранившийся дневник его библиотекаря Ванлея. 4) Библиотека древних королей английских (Old royal), подаренная Георгом II, заключает в себе замечательные собрания рукописей архиепископа Кранмера, Генриха, принца Уэльского и др. К старому каталогу ее имеется рукописное дополнение, составленное в 1832 г. 5) Коллекция юридических рукописей (числом 499), купленная у юриста Фрэнсиса Гаргрева, в 1813 году за 8000 ф. стерл.: 6) Так наз. Lansdowne collection (1245 рук.), приобретенная в 1807 году, заключает в себе бумаги лорда Burleigh , первого министра Елисаветы и многих друг. государственных деятелей. 7) Библиотека Th . Burney'a (524 рукописи), состоящая по большей части из рукописей классиков, была приобретена в 1818 г.; указатель к ней был написан вместе с указателем Arundel collection (см. ¦10), 8) King's collection (не следует смешивать с вышеупомянутой Old royal coll.), состоящая из 446 томов рукописей; каталог ее, составленный в 1841 г., еще не напечатан: 9) Коллекция так называемых "mss. Eggerton" , число которых в настоящее время превышает 3000. Начало этой коллекции положено было в 1825 году, когда лорд Эджертон завещал Б. музею коллекцию из 607 разных рукописей и 906 грамот и ежегодную ренту в 12000 франков для приобретения новых рукописей. 10) Так называемая "Arundel collection" ? часть коллекций, принадлежавших Говарду, графу Арондельскому, который всю свою жизнь (1593?1646) посвятил собиранию рукописей; к сожалению коллекции его по смерти собирателя их рассеяны были по разным местам; часть рукописей разделена была в 1681 г. между Royal Society и College of arms. И только в 1834 г. первое из этих учреждений передало Британскому музею те 550 рук., которые достались на его долю. 11) Рукописи лорда Асбернгама, который в 1883 г. продал Музею одну из четырех принадлежавших ему коллекций, а именно ? Stowe-collection, самого разнообразного содержания; они частью уже описаны.
Что касается остальных, не вошедших в упомянутые коллекции рукописей, грамот и документов (additional collection, additional charters), то им ведется особый тщательный инвентарь: "Catalogues of additions to the mss. in British Museum" (число внесенных сюда рукописей доходит до 35000; тут же описываются и те, которые приобретаются на средства, завещанные лордом Эджертоном); кроме того, в читальной зале имеется литографированный инвентарь грамотам и документам (additional charters) в 10 томах, ? число их также доходит до 35000. Рукописи, за исключением особенно ценных и грамот, предоставляются в распоряжение занимающимся в общем читальном зале. Для занятий же особенно ценными рукописями и актами имеется специальный зал, где находится замечательный систематический каталог рукописям. Он состоит из 110 томов, на листы которых наклеиваются заглавия, взятые из всех других, как печатных, так и рукописных каталогов Британского музея; каждый том этого каталога посвящен какому-либо отдельному предмету, так, напр., т. 15 посвящен государственным бумагам, тома 109 и 110 ? печатям (Index of seals). Некоторые из томов этого каталога уже начали появляться в печати. Кроме коллекций каталогов имеются еще следующие, которые обнимают однородные рукописи во всех коллекциях рукописного отделения: каталог восточных рукописей сирийских , эфиопских , персидских и испанских . Сюда же можно отнести: "Index to the pedigrees (родословным) and arms (гербам) contained., in the genealogical mss. in the Brit. Mus." и "Catalogue of romances in the dep. of mss. in the British Museum"; см. заметки Омона о греческих рукописях Британского музея в "Bibl. de l'Ecole des Chartes" (1884).
III. Музей . Переходя к Музею, укажем прежде всего на коллекцию египетских древностей, которая занимает большую галерею в 92 м длины и несколько небольших зал. Основанием ей послужила коллекция египетских редкостей, собранная французским ученым Деви и попавшая в 1801, после капитуляции Александрии, в руки англичан; она подарена была Музею Георгом III; кроме него, коллекцию эту обогатил своими приношениями герцог Нортумберлендский. Общее число ее превосходит 10000. Далее, следует коллекция ассирийских древностей, без сомнения, богатейшая в Европе. Она составилась, главным образом, из статуй и барельефов, которые в 1847?56 гг. Лейард, Рассам и Лофтус добыли во время своих раскопок (из дворца Сеннахериба и Ассурбанапала в Куюнджике и др.); новое обогащение ее последовало после раскопок, произведенных ассирологом Смитом в 1878?1875 гг. Коллекция греческо-римских древностей занимает 12 зал. В нее вошли так наз. "Phigalion marbles" (из храма Аполлона в Фигалии), "Elgin marbles" (главн. образом из афинского Парфенона; эти шедевры греческого искусства вывезены были из Греции английским послом в Константинополе лордом Эльджином и проданы им в 1816 Музею), "Xanthian", или "Lycian marbles" (произведения ликийской скульптуры, которые в 1845 г. подарил Музею Ч. Феллоуз), найденные Ч. Ньютоном на развалинах древнего мавзолея в Галикарнассе: "Halicarnassian marbles"; далее, необходимо отметить остатки знаменитого храма Дианы в Эфесе, которые в 1869?71 гг. нашел один из чиновников Музея Вуд, и коллекцию классических древностей времен римских императоров, которая главным образом составилась из коллекции, купленной в 1806 году у наследников знаменитого собирателя Тоунле. В 1864 году куплена была часть древностей, находившихся в палаццо Фарнезе в Риме и принадлежавших бывшему королю неаполитанскому. В 1872 г. куплена была так наз. "Castellani-Collection", коллекция античных камней, благодаря которой этот отдел Британского музея считается богатейшим в своем роде. Из других коллекций богатейшей в Европе считается коллекция ваз; основанием ей послужила купленная еще в 1782 году у английского посланника в Неаполе Вильяма Гамильтона коллекция этрусских ваз, которая особенно увеличилась в 1856 г. приобретением коллекции сэра В. Тэмпльса. В 1880 г. куплена была коллекция ваз, найденных на острове Кипре. Один из богатейших в Европе, нумизматический кабинет (число монет и медалей превышает 200000) Британского музея особенно обогатился после того, как в 1825 г. один из наиболее деятельных попечителей Музея, Ричард Найт ( Knight ), подарил ему свою драгоценную нумизматическую коллекцию. Особенно богаты коллекции греческих, римских и в особенности английских монет. Отметим, наконец, коллекцию гравюр, стекла, майолики и т. п. Коллекции средневековых древностей не представляют ничего особенного, уступая далеко коллекции Кенсингтонского музея; коллекция же английских древностей могла быть прямо названа бедной, и только в последнее десятилетие на нее обратили внимание.
Ср. G. Perrot, "Le Mus ee Britannique" ("Revue des deux Mon des", 1875?76); "Br. Museum acounts of the income and expenditure" (печатаемые с 1813 г. ежегодно); Condan, "Memories of the British Museum" (Лондон, 1871); Edwards, "Lives of the fonnders of the British Museum" (Лонд., 1870).
A. Б?о.