Значение слова БОТЭН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое БОТЭН

(Louis-Eugè ne-Маriе Bautain) ? французский философ и богослов, родился в Париже 17 февраля 1796 г., получил образование в Нормальной школе, с 1816 г. состоял преподавателем философии при Страсбургской гимназии и вскоре за тем (1819) стал читать философию при тамошнем Университете. Как приверженец либеральных взглядов, он был в 1824 г. отрешен от должности, но вследствие внезапно наступившей перемены в его образе мыслей сделался ревностным католиком и принял даже в 1828 г. священство, после был вновь допущен к преподавательской деятельности. Но университетская деятельность Б. и написанные им сочинения втянули его в спор с епископом его епархии по вопросу: можно ли в деле веры руководствоваться разумом. И вот, вскоре Б. стали вновь обвинять в ереси и потребовали от него (1834), чтобы он отрекся от своих взглядов. Враждебные отношения между ним и духовенством особенно обострились, когда он в своем сочинении: "De l'enseignement de la philosophie en France au XIX si è cle" (Страсбург, 1833) напал на господствовавший схоластический метод, и аббат Боншоз (Bonnechose) издал его учение под заглавием: "Philosophie du christianisme, correspondances religieuses de Mr. Louis В." (Страсб., 1835, 2 т.). Б., как доктор философии, юриспруденции, медицины и теологии, ссылался на свои четыре диплома, как достаточные доказательства своей компетентности, которой нельзя было, конечно, за ним оспаривать. Церковные несогласия были наконец улажены ввиду, во всяком случае притворного, отречения Ботэна (1834), ср. Bautain, "Lettre a Mgr. de Trevern evê que de Strasbourg" (Страсбург, 1836), и вследствие поездки его в Рим к папе. Б. поручили даже руководство духовной коллегией в Жуи (Juilly). По возвращении во Францию, Б. поселился в Париже, где собирал вокруг себя большой круг учеников и читал проповеди, которые привлекали массу слушателей. В 1848 г. архиепископ Сибур назначил Б. главным викарием парижского диоцеза; в 1853 г. Б. стал профессором нравственного богословия при теологическом факультете в Париже, где он умер 18 окт. 1867 г. Из его сочинений, представляющих собою смесь взглядов бл. Августина, Платона, Канта, Якоби и др., назовем: "Psichologie exp e rimentale" (2 т., Страсбург, 1839; 2-е издание Париж, 1859); "Philosophie morale" (2 т., Париж, 1842); затем специально относящаяся к теологии: "Philosophie du christianisme" (2 т. 1835) ? труд, за кот. Тюбингенский университет удостоил его докторской степени; "La religion et la libert e considere es dans leurs rapports" (Пар., 1848) ? собрание его парижских проповедей. Затем, "La morale de l'Evangile compar ee aux divers syste mes de morale" (Пар., 1855); собрание чтений в Сорбонне. Кроме того, "Philosophie des lois" (Пар., 1860) и, наконец, книги назидательного содержания, как "Conseils Spirituels", "La chr e tienue de nos jours" и т. д.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.