брат Василия и Сергея Боткина ? академик исторической живописи, родился в Москве в 1839 году; первоначальное воспитание получил дома и затем в гимназии. В 1856 г. поступил в Академию художеств и занимался живописью под руководством проф. Завьялова и Ф. Бруни. В 1858 году вышел из Академии и отправился за границу и жил в течение нескольких лет в Германии, Франции и, главным образом, в Италии. Возвратившись в 1863 г. из-за границы, Б. выставил в Академии две картины: "Вакханка с тамбурином" и "Плач на реках Вавилонских", за которые совет Академии присудил ему звание академика. Из числа его исторических картин обращают на себя внимание: "Жены, смотрящие на Голгофу", "Скорбящая Богоматерь" (Mater Dolorosa), "Вечер в монастыре св. Франциска в Ассирии", "Возвращение с Голгофы", "Беседа Христа на горе Элеонской", "Богоматерь, идущая с Голгофы", "Погребение мученика". Кроме исторической живописи Б. много занимался также и жанром. Из жанровых его картин упомянем: "Pepina", "Отец Алиберти", "Поступившая в монастырь" (Noviziata), "Похороны первых христиан в Риме", "Вечерня в Ассизи", "Концерт для выздоравливающей", "Старообрядческий начетчик", "Этюд с острова Искии", "Этюд головки", "В горе", "Слепая", "Старик" (этюд с натуры), "Старообрядец", "Антикварий", "Древняя гончарная мастерская", "Портрет С. П. Постникова", "Монахини". Кроме того, Б. писал много характерных голов и экспрессивных фигур. В 1879 г. Б. был избран членом совета Академии художеств; в этом звании он состоит и поныне. Преданный искусству, М. П. посвящает много времени на общественно-художественную деятельность, постоянно участвуя в делах общества поощрения художеств, в различных комиссиях и проч. В этом отношении заслуживает особенного сочувствия его деятельность в качестве распорядителя художественными отделами на Всероссийской промышленной выставке в Москве 1882 г. и деятельное его участие в устройстве русского отдела на международной промышленной выставке в Копенгагене 1888 года. В 1882 г. М. П. был назначен членом в особую временную комиссию при министерстве Двора по реставрации придворного Благовещенского собора в Москве. В 1888 г. избран членом Имп. археологической комиссии. Кроме того, Б. с 1869 г. состоит членом Германского археологического института в Риме. Помимо живописи, Б. много занимается гравированием крепкой водкой (еau-forte). Во время своих многолетних путешествий, благодаря постоянным археологическим занятиям, Б. составил себе чрезвычайно замечательный музей памятников искусства и предметов художественной промышленности. В его музее находятся замечательные майолики, бронзы, резные произведения из дерева эпохи итальянского Возрождения. Кроме того, ему принадлежит большинство этюдов и эскизов Иванова. В 1880 г. Б. издал книгу: "Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка" ? труд чрезвычайно важный для истории русского искусства. В исторических картинах Б. обращает на себя внимание прекрасная композиция и экспрессивность фигур и лиц. Б. считается также одним из лучших наших рисовальщиков.
В. Чуйко.