Значение БОРДЖИЯ ЧЕЗАРЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

БОРДЖИЯ ЧЕЗАРЕ

(Borgia) ? род. в 1474 (76 г.) в Риме, получил тщательное классическое образование в коллегии Sapienza в Перузе и в Пизанском университете. Предназначенный своим отцом, впоследствии Папою Александром VI, к духовной карьере, Чезаре Б. 14 лет получил звание апостолического пронотария, в 1492 сделан Папою Инокентием VIII епископом Пампелунским, а в следующем году получил от своего отца, уже Папы Александра VI, архиепископство валенсийское и кардинальскую шапку. Это быстрое и блестящее возвышение, однако, не удовлетворило честолюбивого Чезаре. Красивому, атлетического сложения, красноречивому и вкрадчивому римскому князю было больше по душе владеть шпагой, чем ходить с кадильницей. Среди рассеянной жизни в Риме в качестве раздавателя милостыни Папы Чезаре щедрою рукой покровительствовал художникам и искусству, но не переставал таить в душе честолюбивые стремления, для осуществления которых у неразборчивого молодого кардинала все средства были равны. Случай не замедлил представиться. Уже давно у не выносившего какое-либо над собою превосходство и во всем желавшего стать первым Чезаре Б. зародилась зависть к успехам старшего брата Джованни, папского полковника и хоругвеносца церкви, возведенного испанским королем в звание герцога Гандийского. Но после того, как Чезаре Б. бежал из лагеря Карла VIII, куда он был отдан Папой в качестве заложника, он был особенно раздражен тем, что брату его Папа дал герцогство Беневентское вместе с графствами Террачина и Понтекорво. Перед отправлением в Неаполь на коронацию короля Фридриха он пригласил брата Джованни на ужин. Весело расстались братья после затянувшегося далеко за полночь ужина, но для одного из них это было в последний раз. На 3-й день тело несчастного герцога Гандийского было вынуто из Тибра, пронзенное 9 ударами шпаги. Начатое энергичное расследование Папа внезапно прекратил. "Все шепотом называли имя виновного, но никто не осмелился произнести его громко", ? пишет один из современников. Подавленный преступной дерзостью своего сына, Папа был бессилен с ним бороться, а еще менее наказать его. С тех пор Александр VI сделался орудием безграничного честолюбия своего сына, ставшего после убийства старшего брата главою рода Б. Сложив с себя кардинальский сан и сделавшись хоругвеносцем церкви, Ч. Б. не знал пределов своим замыслам, повторяя вместе с своими придворными льстецами, что в самом имени Чезаре кроется предсказание великих событий: "Aut Caesar aut nihil". Политическое положение итальянских государств, казалось, благоприятствовало его планам. Поход Карла VIII унизил Сфорцов в Милане и Арагонскую династию в Неаполе. Медичисы были изгнаны из Флоренции. Ч. Б. задался мыслью сплотить из мелких ленных областей Романьи одно цельное, сильное государство, потом взять Болонью, Флоренцию, овладеть всею Тосканой и, таким образом прочно основавшись в Центральной Италии, сделаться абсолютным монархом на всем Апеннинском полуострове. Таков был идеал, который в теории был блестяще нарисован Макиавелли, а в жизни проведен Людовиком XIII и Иоанном Грозным, если не с меньшею беспощадной жестокостью, то с большим счастьем, чем Ч. Б. Нуждаясь в деньгах и людях для достижения своих широких планов, Ч. Б. воспользовался безграничной к себе любовью своего отца и пустил в ход папскую дипломатию. В это время Людовик XII нуждался в разводе с хромоногой Жанной Французской, чтобы вступить в брак с Анной Бретанской. Ч. Б. во главе пышного посольства доставил франц. королю разводную грамоту. В благодарность за то Людовик подарил Ч. Б. герцогство Валентинуа и ежегодную пенсию в 20000 ливр., а в 1499 доставил ему руку Шарлотты д'Альбре, сестры наваррского короля. Явившись в Италию с небольшой армией в 2000 всадников и 6000 пехотинцев, завербованных во Франции, Б. скоро овладел всей Романьей. Быстро пали один за другим: Имола Форли, Чезене, Пезаро, Римини и др. Жестокий и неумолимый в отношении членов феодальных родов, Ч. Б. раздавал вольности горожанам, которые его дружелюбно принимали. Получив от Александра VI инвеституру на герцогство Романья (1501), Ч. Б., действуя мечом и ядом, продолжал свое завоевательное шествие, взял Камерино и Урбино и стал угрожать привыкшим к вольному ремеслу кондотьеров итальянским князьям. Многие из них стали соединяться в союзы, чтобы бороться с общею опасностью, но Ч. Б. ловко умел всякими обманами и обольщениями разъединять союзников и натравлять их друг на друга. Наконец, завлекши под ложным предлогом в Сингалию 5 начальников отрядов из знатных итальянских родов, Ч. Б. приказал их всех умертвить, а в то же время Александр VI ядом истребил нескольких представителей рода Орсини. Еще немного, и Ч. Б. надеялся освободиться от всех своих противников и увидеть "целостную, объединенную Италию", но неожиданная случайность отдалила эту мечту на 3 ? столетия. За столом у кардинала Адриана Папа и сын выпили из ошибочно подмененных и назначавшихся другим лицам отравленных бокалов. Слабый Александр VI не был в состоянии вынести действия яда, которому противостоял крепкий организм молодого Чезаре. Еще больной, во время избрания в Папы его врага, кардинала Джулиано де ля Роверо (Юлий II), Ч. Б. заперся в замке Святого Ангела и купил себе жизнь, отдав все сокровища своего отца и отрекшись от прав на герцогство Романья. Ища убежища у Гонзальва Кордовского, он был предан последним Фердинанду Католику Испанскому, который держал его два года в заточении в замке Медина-дель-Кампо. Убежав оттуда к брату своей жены, королю наваррскому, Ч. Б. был убит 12 марта 1506 при осаде Пампелуны, в войне Наварры с Кастилиею. Ч. В., несмотря на то, что имя его сделалось синонимом вероломства и кровожадной жестокости, не может считаться чудовищным исключением в среде феодальных властителей XV столетия не только одной Италии, но и Европы вообще. "Каждый понимает", говорит Макиавелли, давший идеальный портрет Ч. Б. в своем знаменитом произведении "О государе", "сколь похвально для государя сохранять верность, действовать правдиво, без коварства, но опыт нашего времени убеждает нас, что только тем государям удается совершать великие дела, которые не хранят своего слова, которые умеют обмануть других и победить доверившихся их честности". Но никто не обнаружил такую неумолимую последовательность и стойкость в достижении своих целей, такое полное отсутствие совести и безразличие к злодеяниям вместе с демонским сознанием своего превосходства и призвания властвовать, как Ч. Борджия.

Ср. Alvisi, "С. Borgia" (Имола, 1878); Johannis Burhardi, "Diarium 1483?1505" (Пар., 3 т., 1883?86); Gebhart, "Les В." (в "Revue de Deux Mondes" 1887?88).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.