? часть громадной Тянь-Шаньской горной системы в Центральной Азии, одна из самых высоких горных групп ее и самая восточная из покрытых вечным снегом. Богдо-оола виден уже из Манаса; еще лучше из Читея, Гучена и Гашуна. Отовсюду он представляется громадной трапецией, посаженной с края на длинный хребет, блещущий своими вечными снегами и льдами. Как ни высок сам по себе последний хребет, но он кажется ничтожной грядой по сравнению с гигантским Богдо-оола (Топатар-Адлиэ), который отовсюду представляет величественное и в высшей степени оригинальное зрелище. Это громадное вздутие, необыкновенно круто падающее в сторону Урумчинской долины и только на восток вытягивающееся в мощный, вечно-снежный хребет без названия. Без перерыва этот безымянный хребет тянется до 60¦ 30' от Пулкова. Здесь он круто падает и переходит в плоскогорье, усыпанное как бы отдельными сопками, разбросанными в полном беспорядке; плоскогорье вытянуто по направлению к востоку, имеет крутое падение на север и юг, где и переходит в ряд диких и бесплодных ущелий. К западу отсюда ряд величественных пиков, высочайшие стены, заканчивающиеся исполинской щеткой, а по другую сторону площадь с кое-где одиноко торчащими сопками. Богдо-оола считается престолом Божиим; с него, по преданиям монголов, Бог изредка сходит для того, чтобы покататься на озере, омывающем одно из подножий его. Вся местность считается священной, почему она и усеяна старыми и новыми кумирнями. Объявление, прибитое у озера, гласит: "нарушать спокойствие этой божьей земли ? под страхом немедленной смерти воспрещается. Нельзя не только стрелять, рубить лес, но и пасти скот, который может вытоптать пастбища, принадлежащие божьим животным". Однако священнослужители, не стесняясь, рубят лес, фан-тэй (губернатор) пасет здесь своих мулов числом до 50, а киргизы-киреи втихомолку истребляют священных маралов (оленей).
Богдо-оола сверху донизу одет еловым лесом и покрыт кислыми лугами. Альпийские луга тянутся только узкой лентой вдоль снеговых полей; степная флора и флора каменных осыпей почти вовсе отсутствуют; кустарники не образуют зарослей, но разбросаны там и сям среди лесных лужаек, по опушкам елового леса; по берегам озер и речек растет можжевельник и жимолость, а ниже ? боярышник. С Богдо-оола текут речки: Шим-гу, Хайдаджан, Духунджан, Ирдо-хоза, Лотай, Соца-хо, Далан-гу, Морохо и Баян-хо, не считая нескольких ручейков: впрочем, и эти речки несут даже летом самое ничтожное количество воды. Принимая в соображение, что и на юг течет только 5?6 речонок, трудно сообразить, куда девается вся эта масса воды, которая должна образоваться при таянии снегов громадного Богдо-оола и безымянного хребта до меридиана (60¦ 3') перевала Улан-усу.