или билцо ? металлическая или деревянная доска, которая в древности, а местами и в настоящее время, заменяла и заменяет церковные колокола, ? ударяя в нее, призывают к богослужению. К нам Б. перешло из Византии, где, напр., по свидетельству архиепископа Антония (см. Путешествие его в Царьград), "колокола не держат во святой Софеи; но билцо мало в руце держа, клеплют на заутрени". На давнее употребление Б. у нас мы также имеем неоднократные летописные указания: так, напр., о Печерском монастыре говорится в летописи, что пред кончиной Феодосия, братия "удариша в била, собрашася вси" (П. С. Л. I, стр. 80). Хотя о колоколах упоминается еще в XI веке, но они были редки и малы и долго не могли вытеснить из употребления Б., на что есть также летописные указания; так, напр., говоря о погроме Москвы, произведенном ханом Тохтамышем в 1382 г., летопись замечает, что "не бе звонения в колоколы, ни в била" (П. С. Л., VI, стр. 102). А это ясно показывает, что во многих церквах московских еще и тогда были в употреблении Б. На Афоне Б. употребляются и до сих пор; у нас в России их можно видеть еще местами в церквах и монастырях, как остаток старины. В монастырях наших они применялись, по-видимому, иногда до самого позднего времени; так, напр., в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой лавры Московской губ., основанном в 1844 г., и в настоящее время имеется большое дервянное Б., состоящее из длинной, тонкой сухой доски, изогнутой коромыслом; оно подвешивается на веревке и издает при ударе деревянной колотушкой довольно приятный, хотя и глухой звук. О билах подробно см. Труды I археологического съезда в Москве, часть I, стр. 300, ст. П. С. Казанского "О призыве к богослужению в Восточной церкви". Изображение соборного Б. во Пскове см. коллекцию фотографий Барщевского, ¦ 1153 (Импер. публ. библ.).
Значение слова БИЛО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое БИЛО
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012