? славянское божество, особенно интересное для мифологов по связанному с ним вопросу о существовании дуализма у первобытных славян. Дело в том, что Белбогу соответствовал Чернобог, по-видимому, с противоположными свойствами. Славянские мифологи много занимались этим вопросом, но не пришли еще к окончательным результатам. Чтобы решить данный вопрос, надо выяснить: существовал ли действительно в славянской мифологии Белбог? Какое его отношение к Чернобогу? Какова их относительная древность? Были ли они местными или общеславянскими божествами? Первый вопрос решается утвердительно. Это доказывают и географические названия местностей, и свидетельства летописцев. Из свидетельств хроникеров самое важное Гельмольда, который говорит, что балтийские славяне "malum deum sua lingua diabol sive Zcerneboch id est nigrum deum appellant". Правда, Гельмольд не называет здесь Белбога, но из слов его ясно видно, что должен был быть бог, составляющий противоположность Чернобогу. Что касается древности мифа о Б., то Иречек полагает, что слово бог первоначально у славян обозначало светлое, хорошее существо и только позже, когда в славянской мифологии выработалось понятие о злом божестве, т. е. Чернобог, в противоположность последнему, образовался новый термин Белбог. Лингвистический анализ не может нам дать почти никаких указаний в этом отношении, так как неизвестно ничего относительно древности сложных слов в славянских языках, и только неправильность таких форм, как Белбог, Белбожице и т. п., вместо правильных Белобог, Белобожице, говорят в пользу предположения Иречка, что это слово ? а следовательно, и понятие ? появилось на славянской почве относительно поздно. Сближения Б. с Ваалом Ветхого завета и с Беланом гальским не имеют никакого основания. Если верование Белбогу действительно поздно появилось, то неудивительно, что оно встречается не на всем пространстве славянских земель. Вообще, следы культа Б. встречаем только у западных славян, а именно у поляков, лужичан, чехов и, может быть, у полабских славян. Афанасьев в своих "Поэтических воззрениях славян" отожествляет западного Белбога с малорусским Белуном (см. это слово); возможна и идентификация Белого бога со Святовитом, защищаемая тем же Афанасьевым и Гильфердингом.
И. Л.