Значение слова БЕЗА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое БЕЗА

Теодор (Beza, собственно ? de-B è ze) ? вместе с Кальвином и после него глава Реформатской церкви в Женеве, род. в 1519 г., происходит из старинного бургундского дворянского рода, был отдан по желанию дяди, аббата цистерцианского монастыря, на воспитание к немецкому гуманисту Mельхиору Вольмару, который не только сообщил ему сведения в латинской и греческой литературе, но и воспитал его в духе истинно евангельского благочестия. Вольмар должен был вследствие своих новаторских стремлений оставить в 1534 году Францию, и Беза поступил в 1535 году в орлеанский университет для изучения права. В 1539 г. он переселился в Париж, чтобы выступить на юридическое поприще. Обладая большими средствами и приобретши уже известность изданием своих "Jumenilia" как гуманист и поэт, Беза видел перед собой блестящую карьеру, но после тяжкой болезни решился оставить все и посвятить себя служению Реформатской церкви. В 1548 г. Б. принял кафедру греческого языка в университете в Лозанне и во время десятилетнего пребывания в этой должности написал известный памфлет "Possavantius" на судью еретиков Петра Лизета, много драматических обработок ветхозаветных рассказов, из которых замечательнейшая "Sackrifice d'Abraham", и, главное, перевел на французский язык псалмы для франц. реформатского богослужения. Вместе с тем Б. постоянно в церковных спорах защищал кальвинистское учение о предопределении против Бользека. В 1557 г. женевцы послали его вместе с Фарелем склонить большие швейцарские кантоны и протестан. немецких государей заступиться перед Францией за преследуемых вальденцев в Пиемонте и кальвинистов в Париже. Этой поездкой Б. воспользовался для образования в Германии евангелического реформатского союза. В 1559 г. Б. принял в Женеве место проповедника и профессора богословия и оставил этот город только на двадцать два месяца, когда казалось, что во Франции победа остается за протестантами. Там Б. объяснял королю Антону Наваррскому основания протестантизма, принимал участие во многих религиозных диспутах и своими окружными посланиями старался возбудить сочувствие к гугенотам. Вернувшись затем в Женеву, Б. по смерти Кальвина (в 1564 г.) занял его место старшины женевских церквей. Затем он руководил соборами французских реформатов в Рошели (1571 г.) и в Ниме (1572 г.) В 1600 г. Б. приветствовал на женевской территории короля Генриха IV; умер в 1605 г. Весь проникнутый строгими принципами Кальвина, в духе которого он деятельно и твердо руководил женевской церковью, Б. был главой своей партии и в течение 40 лет пользовался высоким почетом. Для утверждения единства в своей церкви он поступался собственными мнениями, если они противоречили общепринятым мнениям Кальвина, и своей многосторонней ученостью, неизменным усердием, ловкостью, блестящим ораторским талантом и даже своей представительной наружностью оказал кальвинизму громадные услуги. Из многочисленных сочинений его до сих пор не утратили своего значения экзегетические труды (изд. 1582) и История реформации во Франции в 1521?63 гг. (Париж, 1883). Его переписка с Кальвином хранится в библиотеке в Готе. Ср. Шлоссер, "Leben des Theodor de B. und das Pet. Mart. Vermili" (Гейдельберг, 1809); Baum, "Theod. Beza" (2 т., Лейпциг, 1843?51); Heppe, "Theod. B. Leben und ausgew a hlte Schriften" (Эльберфурт, 1861).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.