(Baldakinus, baldochinus) ? означает в архитектуре матерчатый, каменный, деревянный или металлический навес на четырех столбиках, который, собственно, никакого полезного назначения не имеет и применяется преимущественно в виде украшения или в тех случаях, когда нужно подчеркнуть особую святость или почетность места. Вот почему балдахины помещаются обыкновенно в церквях над алтарными престолами или над особо почитаемыми святынями; в дворцах ? над тронами и, наконец, в разных общественных зданиях над статуями и бюстами великих общественных деятелей и тому подобными почитаемыми предметами (см. приложение к ст. "Алтари", черт. 14 и 18 и приложение к статье Архангельск ? "Деревянный крест имп. Петра Вел.") Происхождение балдахинов надо искать в древнем Востоке, где, как мы это видим, на ассиро-вавилонских и древнеперсидских барельефах, над царем носили большой зонтик, который на воздухе защищал его от дождя и зноя (см. приложение Ассирийские древности, черт. 1-й, к ст. Ассирия). Зонтик этот мало-помалу перешел в тот великолепный балдахин, который в наше время носят над государями при коронациях. ? На восточное начало балдахина указывает также самое происхождение этого слова, потому что baldakinus некоторые производят от "Балдук" или "Балдак", как в средние века назывался Вавилон, а другие от Багдада, по итальянски Baldacco (Бальдакко).
Несмотря на одну и ту же основную форму ? навес на четырех столбиках или просто навес, приделанный к стене, балдахины отличаются крайним разнообразием, что зависит, во-первых, от материала, из которого они исполняются, а во-вторых, от их архитектурного стиля. Чтобы убедиться в этом, стоит только взглянуть на черт. 14 и 18 приложения "Алтари", где изображены два балдахина: один в стиле "Барокко", а другой ? "Готический".
Всемирнойю известностью пользуется громадный бронзовый балдахин главного престола храма св. Петра в Риме. Он был отлит в XVII в. при папе Урбане VIII архитектором Берники из бронзовых розеток, украшавших некогда кессоны Пантеона, и имеет около пятнадцати саж. высоты. Он состоит из четырех витых колонн, которые поддерживают весьма вычурный верх, увенчанный четырьмя изогнутыми ребрами, сходящимися под яблоком креста.