Значение слова АМАРТОЛ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое АМАРТОЛ

(Георгий) ? автор греческой, очень популярной в Средние века хроники. Ею пользовались уже Константин Порфирородный и Глика. Автор сам в своей хронике делает намеки, по которым можно заключить, что он был монахом в Нитрийской пустыне. А. был родом из Александрии или же пользовался сочинением одного из александрийских ученых, так как имя этого города часто встречается в его хронике. В предисловии автор, по обычаю тогдашних монахов называющий себя "грешником" (?????????, что потом стало обозначать специально его личность), обещает окончить труд свой в четырех книгах, из коих последняя должна заключать в себе христианских императоров от Константина до последнего известного автору, Михаила III, или, лучше, до восстановления монашества и иконопочитания, вторично утвержденного собором 842 г. Есть еще и другие доказательства, что Амартол писал свою хронику во второй половине девятого столетия, но древнейший список Коаленев относится уже к Х в.; всех полных списков от Х до XVII в. считается около 27. Перевод латинский, приготовленный Аллацием, находится в венской библиотек. Текст греческий издан Муральтом в "Ученых записках Второго отделения Имп. акад. наук" (книга VI, СПб., 1861 г.). По Палаузову, хроника Амартола была переведена на болгарский язык уже Григорием Пресвитером, жившим во времена болгарского царя Симеона или в Х веке. Еще в конце прошлого столетия Альтер в своих "Philologisch-koitische Miscellen" (Вена, 1799), а потом П. M. Строек в статье "О византийских источниках Нестора", помещенной в "Трудах Общества истории и древностей" (Т. IV), доказывали, что Нестор делал выписки из Амартола. Этим сочинением часто пользовались в России, о чем свидетельствует, напр., Погодинская рукопись XVI в., заключающая в себе "Летопись Еллинский и Римский", а это только компиляция из Амартола, Мадалы и др.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.