(лат. Agenda, от agere, действовать), также Sacramentarium, Pastorale, Liber officiorum, Ordinarium, Rituale ? собрание предписывавшихся церковью формуляров, которыми должны были руководствоваться духовные лица. Именно А. установляли порядок и формы богослужения. Первоначально, впрочем, А. означали самые церковные действия, а именно в католической церкви отправление священного жертвослужения (Agenda missarum). Но так как формы отправления богослужения стали представлять разнообразие, то явилось стремление водворить единство. Римская церковь весьма рано уже полагала большое значение в достижении внешнего единства повсюду, где распространялась папская власть. Между прочим, римская церковь установила отправлять богослужение везде на латинском языке. Основание такому требованию положил папа Григорий I (590?604) в своей Liber Sacramentorum, в которой и помещен служебный канон. Деятельность Бонифация, принятие во Франции при Карле В. церковных форм Рима дали обрядам римской церкви повсюдное распространение и во Франции, и в Германии. Нынешний порядок богослужения в католической церкви строится на целом ряде церковных книг, к обнародованию коих Триентский собор дал папам полномочие. Важнейшие из таковых книг: Pontificale romanum (с указанием компетенции епископской должности) Клемента VIII, Урбана VIII и Бенедикта XIV, Missale Romanum (кас. церковных праздников) Пия V, Клемента VIII и Урбана VIII, Rituale Павла V и Бенедикта XIV и breviar i um romanum, обнимающая предписанные церковью молитвы, ? Пия V, Клемента VIII и Урбана VIII.
Реформация XVI столетия отклонила целый ряд церковных обрядов, предоставляя эту область свободе верующих. Но и тут весьма скоро почувствовалась потребность в установлении единства. Уже к этому стремился Лютер, издав А. в 1526 г. Им были не только удержаны некоторые обряды католического служения, но в некоторой его части был удержан и латинский язык. Церковный устав бранденб. курфюрста Иоахима II (1540) идет еще далее, и только курфюрстом Иоанном Георгом (1572) отброшен и заменен новым А., основанным на чистом учении Лютера. В своих позднейших правилах Лютер все более и более отходил от католических обрядов, признавая непременным началом ? отсутствие стеснения в таких внешних вещах. Отсюда явилось чрезвычайное разнообразие в разных странах, принявших Лютерово исповедание, а между тем изданные А. дожили и до следующего столетия. Еще более, чем в лютеранской, создалось разнообразие в реформатских местных церквах. Последствием этого явилась между различными церквами борьба относительно обрядов, борьба, в которой выставились два направления ? унионистов и конфессионалистов (относительно борьбы по поводу А. в Пруссии, см. Уния ). Позднейшая борьба ? баденская, окончившаяся взятием обратно нового А. и уничтожением церковного правления (1868?61). В новейшее время в различных местных церквах Германии и Швейцарии появились пререкания относительно употребления почти везде принятого при богослужении так называемого апостольского символа, приведшие в некоторых местах к уничтожению его обязательного употребления при крещении и конфирмации.