Значение РЕРИХ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре

РЕРИХ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

(1874-1947)

российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Отец востоковеда Ю. Н. Рериха и художника С. Н. Рериха. Член "Мира искусства". С 20-х гг. жил в Индии. Эмоциональные, красочно-декоративные композиции, навеянные историей Др. Руси ("Гонец", 1897), индийской и тибетской природой и мифологией ("Помни", 1945). Рерих рассматривал историю и природу как процесс единой "космической эволюции". В 1924-28 совместно с Ю. Н. Рерихом и в 1934-35 совершил экспедиции в Индию, Китай, Монголию и другие страны Центр. и Вост. Азии (книги "Сердце Азии", 1929, "Врата в будущее", 1936). Инициатор движения в защиту памятников культуры (в 1954 заключен Международный пакт Рериха по охране культурных ценностей); основал Институт гималайских исследований в Нигаре - "Урусвати" (1929-42; совместно с Ю. Н. Рерихом). Сборник стихов "Цветы Мории", 1921; прозаические книги эссеистского и дневникового характера: "Пути Благословения", 1924, "Твердыня Пламенная", 1932, "Нерушимое", 1936, "Алтай-Гималаи", на русском языке - 1974, и др. В Москве создан Международный центр Рерихов (1992; преобразован из Советского фонда Рерихов).-РЕРИХ Николай Константинович [27 сентября (9 октября) 1874, Петербург - 13 декабря 1947, Наггар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия], российский художник, археолог, писатель и философ-мистик. Один из самых ярких и популярных мастеров русского символизма и модерна, человек-легенда.Родился в семье нотариуса. Учился в Академии художеств (1893-97) у А. И. Куинджи, а также в студии Ф. Кормона в Париже (1900-01). Был членом объединения "Мир искусства", занимая пост его председателя в 1910-18.На рубеже веков активно занимался археологическим изучением славянских и угро-финских древностей в Петербургской, Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской губерниях. В 1899-1904 написал большой цикл архитектурно-исторических живописных этюдов Пскова, Ростова Великого, Смоленска, Изборска и др. русских городов; в национальной романтике этих образов, своей красочной лепкой проникновенно воссоздающих фактуру древних пейзажей и построек, органично соединил археологию с искусством. Охрана памятников старины становится для него насущной философской проблемой, обеспечивающей верную историческую перспективу, "искания будущей жизни" (как он пишет в очерке "Иконы", 1910).Начало путиВ исторических картинах молодого мастера ["Гонец" ("Восста род на род"), 1897; "Заморские гости", 1901; "Город строят", 1902; "Бой", 1906; все - Третьяковская галерея] палитра со временем становится все ярче, эпизоды минувшего претворяются в подобия символических откровений о судьбах мировых культур, являющих свои общие архаические корни. Историческое развитие все чаще предстает как цепь вселенских катаклизмов ("Небесный бой", 1912, Русский музей, - где грозная игра тяжелых облаков словно дублирует битву на земле), средоточием образов нередко становятся легендарные фигуры героев и святых ("Пантелеймон-целитель", 1916, Третьяковская галерея; "Три радости", 1916, Русский музей). Свои феерические красочные видения художник плодотворно воплощает и в сценографии (оформление спектаклей: "Пер Гюнт" Г. Ибсена (1912, в Московском Художественном театре), "Тристан и Изольда" Р. Вагнера (1912, неосуществленная постановка), "Весна священная" И. Ф. Стравинского (1913, антреприза С. П. Дягилева в Париже), "Князь Игорь" А. П. Бородина (1914, антреприза Дягилева в Лондоне). В этот период Рерих также активно работает и в монументально-декоративном искусстве, став одним из самых ярких представителей "церковного модерна", обновляющего традиционную византийскую иконографию. Однако наиболее крупные его монументальные работы - росписи церкви св. Духа в Талашкине под Смоленском (1911-14, с композицией "Царица Небесная на берегу Реки Жизни", где мастер соединил христианскую и древнеязыческую природную символику), а также панно "Сеча при Керженце" и "Покорение Казани" для Казанского вокзала в Москве (1915-16) не сохранились.Литературное творчествоНа см

Большой энциклопедический словарь.