(кинетическое искусство)
направление в изо-культуре, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных составляющих его форм. Элементы кинетизма издревле существовали в виде разного рода ручных или механических трюков, оживлявших скульптуру, архитектуру, прикладные искусства (движущиеся фигуры часов и т. д.), в особенности в театральной сценографии. Но только в 20 в., прежде всего в русле конструктивизма, он как течение обособляется окончательно в отдельных скульптурных объектах, приводимых в движение техникой, вручную или природными стихиями (мобили А. Колдера, конструкции Н. Шеффера), или в целых инвайронментах. Нередко дополнительно используются звуковые и световые эффекты (см. Светомузыка); прежние электромеханические принципы управления сменяются программно-компьютерными, расширяющими возможность зрительского сотворчества.