Значение ИСИВАРА КАНДЗИ в Энциклопедии Япония от А до Я

Что такое ИСИВАРА КАНДЗИ

(1889–1949) - генерал, крупнейший японский военный теоретик XX в. и самобытный философ. Уроженец префектуры Ямагата, сын полицейского и потомок самураев. Несмотря на слабое здоровье, избрал военную службу и, обладая железной волей и дисциплинированностью, зарекомендовал себя как хороший кадет, а затем офицер. Исивара был знатоком европейской военной истории и теории. Известно было, что он преклоняется перед Наполеоном. С 1921 г. преподавал в Академии Генерального штаба. Во время командировки в Германию (1922–1924) сблизился с реформистски настроенными офицерами. Тогда же Исивара стал адептом буддизма секты Нитирэн, философия и религиозная практика которой (особенно медитации) оказали огромное влияние на его идеи и личность. По возвращении в Японию вел в Академии Генерального штаба (1925–1928) курсы всеобщей и европейской военной истории, которые приобрели большую популярность. В 1928 г. подполковник Исивара был назначен офицером штаба Квантунской армии, ответственным за разработку оперативных планов, и зарекомендовал себя как блестящий тактик. Предпринятые по его инициативе и под его руководством разведывательные операции, включая новое картографирование всего региона, стали основой успеха оккупации Маньчжурии, план которой в основном также разработал Исивара. Опираясь на поддержку группы офицеров Квантунской армии во главе с полковником С. Итагаки и будучи полностью уверен в правоте своих расчетов, Исивара подготовил и провел операцию по провоцированию боевых действий и оккупации Мукдена 17–18 сентября 1931 г., положивших начало Маньчжурскому инциденту. Ни командующий армией генерал, ни военное министерство и правительство в Токио не были проинформированы об этих планах, а их попытки локализовать конфликт и урегулировать его мирным путем открыто саботировались группой Исивара-Итагаки, стремившейся к полной оккупации Маньчжурии и созданию там подконтрольного Японии режима. Произведенный в 1932 г. в полковники, Исивара занялся не только военным, но и политическим планированием, став одним из создателей государства Маньчжоу-го, которое рассматривал как полигон для радикально-реформаторских экспериментов, невозможных пока в самой Японии. Усиливавшееся влияние Исивара, считавшегося "мозгом" Квантунской армии, вынудило руководство министерства вернуть его в Японию, где он командовал полком в Сэндае (1932–1935), но затем был назначен на важную должность начальника оперативного сектора, затем отдела Генерального штаба (1935–1937). Один из организаторов ликвидации военного мятежа в Токио 26–29 февраля 1936 г. В том же году разработал план коренного переустройства политической системы Японии в сторону установления военной диктатуры, предлагая в диктаторы своего друга и союзника С. Итагаки. В 1937 г. произведен в генерал-майоры и назначен заместителем начальника штаба Квантунской армии. В августе 1938 г. вернулся в Японию, где благодаря протекции военного министра С. Итагаки получил необременительное назначение командующим укрепленным районом Майдзуру, посвящая большую часть времени работе над своими сочинениями и чтению буддийской литературы. В 1939 г. произведен в генерал-лейтенанты и назначен командиром дивизии в Киото. В 1941 г. Исивара был уволен в запас из-за конфликта с Тодзё, ставшим военным министром, и перешел на работу в университет Рицумэйкан в Киото. Тогда же были изданы его первые книги по военной истории и теории. Он открыто и резко критиковал политику Тодзё, не останавливаясь перед личными выпадами, из-за чего вскоре оставил преподавание. После капитуляции Японии возобновил свою деятельность лектора, называя главной причиной поражения деятельность "клики Тодзё". Исивара не был предан суду как военный преступник (видимо, из-за репутации противника и жертвы режима Тодзё), хотя в ходе Токийского процесса его решающая роль в подготовке и осуществлении захвата Маньчжурии была установлена со всей очевидностью. Последние годы Исивара не переставал работать над планами национального возрождения, выступая за "простую жизнь" и "возвращение к земле", к сельскому хозяйству как основе японской цивилизации. Предсказывая, что "последней войной" будет конфликт СССР и США, призывал страны Азии избежать участия в нем, чтобы в результате обеспечить свою независимость от обеих сверхдержав.

Япония от А до Я, энциклопедия.