Развитие городов и торгово-ремесленных центров в XVII–XVIII вв. способствовало подъему декоративного искусства. Среди горожан сложилось новое отношение к миру вещей, которые стали рассматривать как прямое отражение богатства владельца. Наряду с духовно насыщенными и простыми по форме предметами для Чайной церемонии возникла украшенная многоцветными эмалевыми красками керамика нового типа. Ее появление связано с именем Нономура Нинсэя (вторая половина XVII в.), а расцвет - с Огата Кэндзана (1664–1743), творчество которого оказало влияние на керамическое производство всей страны. Большое распространение получил фаянс провинции Сацума, первые образцы которого относятся к началу XVII в. Покрытые ровным слоем кремовой глазури изделия были украшены крупным декором, выполненным эмалями чистых, звучных тонов. Изображения цветов, птиц, пейзажей свободно располагались на поверхности. Полученный при обжиге узор кракле приобрел эстетическое значение. Нередко его специально подчеркивали втиранием красителей. Во второй половине XIX в. в связи с растущим спросом на фаянс Сацума в Европе значительно расширился ассортимент выпускаемых предметов и изменился характер декора. Вазы, курильницы, чаши, блюда, стопки, пряжки, шпильки, пуговицы стали расписывать почти сплошным узором в сочетании с разнообразными изобразительными сюжетами, заимствованными из живописи и гравюры. Среди обильно украшенного позолотой орнамента нашли свое место сценки городской жизни, изображения самураев, красавиц, отшельников. Из круга мастеров, работавших в этом стиле, выделялась династия киотоских потомственных керамистов Кинкодзан, которая составила славу японского фаянса XVII–XIX вв. В XVII в. в быт японцев прочно вошел фарфор, способ изготовления которого был завезен из Китая. Большой популярностью как в Японии, так и за ее пределами пользовалась продукция керамических мастерских Арита (провинция Хидзэн). Это были изделия, расписанные подглазурным кобальтом и надглазурной железной краской, которые давали сочетания различных вариаций синего и красного цветов с добавлением позолоты. Отдельные мелкие детали росписи исполнялись полихромными эмалями: зеленой, желтой, цвета "баклажан". В мотивах декора преобладали цветы четырех времен года, "три друга холодной зимы" (слива, бамбук, сосна), икэбана с пышными пионами, благопожелательные символы, иногда встречались изображения европейцев, чаще всего голландцев. Одним из самых известных мастеров был Сакаида Какиэмон (1596–1666), открывший секрет получения эмалевидных красок и создавший свой тип росписи, сочетавший гладкую белизну нетронутого кистью фарфора и полихромный узор с обязательным включением оранжево-красного, напоминающего цвет японской хурмы. Особую разновидность составляли изделия, изготавливавшиеся в Хирадо и Набэсима и первоначально предназначенные исключительно для внутреннего рынка. Стремление богатого горожанина XVII–XVIII вв. к роскоши с наибольшей полнотой воплотилось в лаковых изделиях. Шкатулки для письменных принадлежностей и бумаги, столики для еды и письма, футляры для свитков, чайницы, курильницы, коробки для пикников передавались из поколения в поколение как драгоценные реликвии. Японские мастера использовали сок лакового дерева, который после фильтрации наносился на тщательно подготовленную основу из дерева, папье-маше и других материалов. Получили развитие многочисленные разновидности техники лака: маки-э (воспроизведение рисунка золотым или серебряным порошком), насидзи (добавление в лак крошечных кусочков металлической фольги, создающее на поверхности прихотливый мерцающий узор), тесицу (последовательное нанесение нескольких слоев разноцветного лака и выскабливание отдельных слоев так, чтобы на поверхности выступал требуемый цвет), роиро (черный лак с росписью) и другие. Выдающимися мастерами художественного лака, оказавшими влияние на стиль декоративного искусства XVII–XIX вв., были Хонъами Коэцу (1558–1637), Огата Корин (1658–1716), Коами Нагасигэ (1595–1651), Рицуо (1663–1747). Значительное место в производстве лаковых изделий занимало изготовление инро - коробочек для печатей, медикаментов, ароматических веществ. Инро являлись принадлежностью национального мужского костюма. Инро шелковым шнуром соединялось с нэцкэ. В этих изделиях искусно комбинировались различные виды лаковой росписи, дополненные инкрустацией перламутром (техника радэн), слоновой костью, полудрагоценными камнями, яичной скорлупой, металлами и другими материалами. В подражание аристократам горожане соревновались в великолепии отделки инро и изысканности выбранного декоративного мотива. К кругу прославленных мастеров принадлежали представители потомственной династии Кадзикава, которые в течение двух с половиной веков обслуживали придворную знать и сёгуна. В сферу художественных изделий из металла входили храмовая утварь, оружие и декоративные предметы, употреблявшиеся в быту. Разнообразие и совершенство обработки традиционных материалов (бронза, железо, медь, сталь) сочетались с применением сложных сплавов, отличавшихся богатством цветовых оттенков и пластических свойств. Для декора храмовых и бытовых предметов - ваз, курильниц, блюд, шкатулок, подносов и др. - было характерно соединение различных металлов в одном изделии, применение ажурной резьбы, гравировки, насечки, инкрустации. В период Эдо оружие, утратившее свою практическую ценность, превратилось в дополнение мужского костюма. Отдельные металлические детали оправы мечей приобрели самостоятельную эстетическую ценность. В их украшении применяли различные материалы и приемы ювелирной работы. Сюжетами изображений выступали традиционные мотивы, характерные для других видов искусства: цветы, птицы, пейзажи, буддийские притчи, исторические предания и даже сценки городского быта. Детали оправы одного меча подбирались по стилю исполнения, а их декоративный мотив нередко представлял развитие одного сюжета. Среди оружейников, специали зировавшихся на украшении мечей, особой известностью пользовалась основанная в XV в. школа Гото. Не менее знамениты были и такие династии выдающихся мастеров-оружейников, как Умэтада, Нобуиэ, Хирата и др. Традиция нанесения эмалевого декора на металлическую основу пришла в Японию из Китая. Техника эмалей имела четыре разновидности: перегородчатая, выемчатая, гравированная и расписная. Эмали называли "сыто" - семь драгоценностей: золото, серебро, изумруд, коралл, алмаз, агат, жемчуг, которые, по поверьям, приносили людям счастье. В конце XIX в. четко обозначились два различных принципа создания эмалевых изделий. Первый - "картинный", воспроизводящий в эмали традиционные живописные композиции, - связан с деятельностью Намикава Сосукэ (1847–1910), второй, отличающийся тщательной орнаментальной разработкой, претворялся в жизнь под руководством выдающегося мастера Намикава Ясугоки (1845–1927). Виртуозно сплетенное тончайшее кружево узора, включающего изображения цветов, птиц, бабочек, драконов, фениксов, растительных завитков и старинных гербов, целиком покрывало поверхность, превращая ее в красочную мозаику. Применение красновато-бурых эмалей с примесью кусочков медной фольги создавало искристый мерцающий блеск полированной поверхности изделия, напоминающий хорошо отшлифованный минерал авантюрин. С начала XVII в. вошли в обиход декоративные изделия из слоновой кости. В XVIII–XIX вв. получили распространение окимоно - скульптура для ниши токонома, а также шкатулки, веера, инро, обрамления зеркал. Предметы из слоновой кости украшали вставками из лака, перламутра, полудрагоценных камней, эмалей, золота, серебра и различных сплавов, отличающихся многообразием цветовой палитры.
Значение ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ЭДО в Энциклопедии Япония от А до Я
Что такое ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ЭДО
Япония от А до Я, энциклопедия. 2012