Значение слова БОНСАЙ в Энциклопедии Япония от А до Я

Что такое БОНСАЙ

- традиционное искусство выращивания карликовых деревьев. Полагают, что начало "пейзажам в горшках" положил великий китайский поэт и художник Ван Вэй (699–759), который вырастил в фарфоровом сосуде орхидеи и, чтобы подчеркнуть их изящество, положил вокруг стеблей белые камешки. В дальнейшем стали высаживать и карликовые деревья. Особый уход, состав и количество почвы, специальные приемы подрезки корней и формирования кроны позволили мастерам добиться того, что с годами крошечное деревце в строении и пропорциях обретало облик взрослого дерева. Сам термин "бонсай" произошел от японского произношения китайских иероглифов "пэньцзай" - "выращивание в горшке". В Японии это направление известно предположительно с XI в. Японские бонсай отличаются рафинированной естественностью и тонко выверенной гармонией. Какая бы причудливая форма ни была придана деревцу, оно всегда похоже на реальное большое дерево, а отточенная выразительность художественного образа вызывает в воображении тот или иной пейзаж, окружающий его. Искусство бонсай не получило столь массового распространения, как искусство икэбана. В отличие от последнего, для создания настоящего бонсай требуется несколько десятилетий, если он выращивается из семени, и не меньше четырех-пяти лет, если основой служит карликовый саженец, выросший в жестких природных условиях, например в щели горной породы. Человек, занимающийся этим делом, должен быть и художником, который сначала мысленно создает желаемый образ, и хорошим садоводом, знающим множество тонкостей, которые позволяют правильно растить деревце. В одном из трактатов на данную тему говорится: "Беспредельная нежность требуется при выращивании карликовых деревьев". Бонсай не только требуют ласкового обращения, но и сами способны вызывать в душе человека нежность, очень похожую на чувство, испытываемое к маленькому ребенку. Первая национальная выставка карликовых деревьев состоялась в Токио в 1914 г. Выставка 1934 г., организованная в Художественной галерее парка Уэно в Токио, утвердила бонсай как полноправный национальный вид искусства. Сегодня бонсай различают по форме - прямостоящая, свисающая или каскадная, по характеру посадки - групповая, создающая атмосферу пейзажа или одинокое дерево на скале и так далее. Существенное значение придается количеству листвы, цветов, плодов. Размеры бонсай - от нескольких сантиметров до полутора метров. Наиболее популярны деревца высотой 38–65 см. Емкость, где растет карликовое деревце, должна формой, цветом и размером сочетаться с деревцем, подчеркивать его красоту и необычность и в то же время обладать собственной художественной значимостью. Это, как правило, керамические изделия, внешне весьма простые, но часто очень старые и дорогостоящие. В настоящее время бонсай приобрели еще один важный аспект: в сложных условиях городской жизни они являются как бы связующим звеном между человеком и Природой, общение с которой всегда имело большое значение для японцев. Внимательное знакомство с бонсай помогает понять некоторые существенные особенности японской культуры, национального мышления, воспитывает и развивает художественный вкус, наблюдательность, любовь к природе. Бонсай дал толчок к развитию еще одного направления миниатюрного художественного садоводства - сайкэй. Его основателем является Тосио Кавамото. Цель сайкэй - создание привлекательного миниатюрного пейзажа из живых растений, в нем нет ограничений, присущих бонсай. Так, если для групповой посадки в бонсай деревца должны быть обязательно одного вида, примерно одного размера и не моложе 10 лет, то для сайкэй могут быть использованы самые разные сеянцы в разном сочетании, что делает творческую задачу особенно разнообразной и привлекательной. Также и "скалы" в сайкэй могут быть любого очертания, причем некоторые дефекты легко скрыть мхом или почвой. Таким образом, поиск "совершенного" камня здесь не является проблемой, которая становится все более сложной в бонсай. В сайкэй, как правило, используются трех-, четырехлетние растения, выращенные из семени. Когда деревца перерастают масштаб созданного пейзажа, их перемещают в другой пейзаж или пересаживают для того, чтобы культивировать уже как бонсай. Сайкэй привлекателен и сам по себе, и как разминка для мастеров бонсай. Искусство бонсай перешагнуло границы Японии, им серьезно увлекаются люди в разных странах мира, в том числе и в России.

Япония от А до Я, энциклопедия.