Значение ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ ТЕОРИЯ в Лингвистическом энциклопедическом словаре

Что такое ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ ТЕОРИЯ

(ономатопоэтическая теория) —одна из теорий происхождения языка, согласно к-рой язык возник в результате того, что человек подражал звуковым (и неэву-ковым) признакам называемых объектов. Сторонники 3. т. обычно понимали звукоподражание широко — и как подражание звуком звуку (отражение в звучании слова звукового признака объекта-денотата), и как подражание звуком не-звуку (отражение в звучании слова к.-л. незвукового признака объекта-денотата), т. е. и как собственно звукоподражание («трах», «ква-ква»), и как звукосимволизм («бублик», «боб», «губа» — с губными звуками, характерными для обозначения чего-либо округлого, выпяченного). 3. т. была выдвинута стоиками (3 в. до н. э.), получила развитие в трудах Г. В. Лейбница, И. Г. Гердера и др. Сильной стороной 3. т. было признание существования первонач. связи между звуком и значением в словах языка и признание естественного, отпрнродного характера этой связи. Противники 3. т., справедливо критикуя ее за недооценку социальных условий возникновения языка и за абсолютизацию принципа звукоподражания, вместе с тем необоснованно принижали значение звукоподражания и отказывались признать существование звукосимволизма. Исследования 50— 80-х гг. 20 в. дают веские доказательства ЗВУКОПОДРАЖАН 165 в пользу того, что собственно звукоподражание и звукосимволизм играли, наряду с жестом, важнейшую роль при возникновении языка. 9 С п и р к и н А. Г., Происхождение языка и его роль в формировании мышления, в кн.: Мышление и язык, М., 1957; Бу лагов Р. А., Введение в науку о языке, 2 изд., М., 1965; Газов-Гинзберг А. М., Был ли язык изобразителен в своих истоках?, М., 1965; Корнилов Г. Е., Имита-тивы в чуваш, языке, Чебоксары, 1984; Якушин Б. В., Гипотезы о происхождении языка, М., 1984; Theoretische Probleme der Sprachwissenschaft, Tl 1, В., 1976 (Sprache und Gesellschaft, Bd 9). С. В. Воронин.

Лингвистический энциклопедический словарь.